Для человека, которого когда-то называли "крестным отцом олигархов" и "серым кардиналом российской политики", Борис Березовский в офисе газеты The Jerusalem Post - на редкость незаметная фигура. Великан-телохранитель, сопровождавший его ранее, отсутствует, или по крайней мере не бросается в глаза. Отсутствует также в этот раз и деловой костюм - сегодня он одет в джинсы, кроссовки и рубашку с закатанными рукавами. На вопрос о покушениях на его жизнь - за последние годы он пережил по меньшей мере три - он говорит, что подозревает, что последние из них были организованы ФСБ.
Поза его расслаблена, взгляд сосредоточен. Будучи доктором математических наук, он умеет рассчитывать шансы.
Сейчас Березовскому 54 года, и он живет с семьей в Лондоне. Великобритания предоставила ему политическое убежище в сентябре, после того как отказала России в его экстрадиции. Если бы он тогда проиграл, то мог бы сейчас сидеть в одной камере с Михаилом Ходорковским, таким же, как он, олигархом, таким же евреем и основным акционером группы "Менатеп", которой принадлежит 44% акций нефтяного гиганта ЮКОС. Вместо этого Березовский делает все, что в его силах, чтобы предостеречь всех от опасностей режима Владимира Путина.
"Путин опасен для России, а путинская Россия опасна для Израиля", - говорит он. Он говорит о связях России с Саддамом Хусейном, которые сохранялись "практически до последней минуты", и о связях, которые Россия все еще поддерживает с Ираном.
"Россия поддерживает террор, - говорит он. - Советский Союз создал террор на Ближнем Востоке".
У Березовского есть причины жаловаться на Путина. В 1990-х они были друзьями: Березовский вспоминает молодого Путина как единственного чиновника в Петербурге, который выполнял свои обещания и которому не надо было для этого давать взятки. В конце 1990-х Березовский встал на сторону Путина, когда Евгений Примаков - предпоследний премьер-министр в правление Ельцина, довольно зловещая личность, - намеревался, казалось, перехватить трон.
Однако, как только Путин пришел к власти, его стремление отплатить Березовскому за услуги угасло. В своем первом обращении к нации в июле 2000 года Путин заявил, что Россия не может дольше мириться с деятельностью "теневых групп" в стране. Всем было совершенно ясно, о ком идет речь. Спустя несколько месяцев Березовского вынудили отказаться от владения акциями "Сибнефти", "Аэрофлота" и ОРТ. Политическая партия "Либеральная Россия", в основании которой он принимал участие и депутатом от которой он некоторое время был, лишилась двух членов - они были убиты. К ноябрю Березовский оказался, по его собственному определению, в политическом изгнании.
Однако другие назвали бы это бегством от закона. Как писала газета Business Week, Березовский был "карикатурным злодеем, символом национального бедствия, которое вытерпела страна, пытаясь превратиться в цивилизованное общество". Березовский защищается, говоря о своей деятельности в 1990-х. "Это были темные времена, - соглашается он, - и олигархи не ангелы". Но он считает, что следует отдать им должное за возрождение государственной промышленности, повышение уровня производительности и рост зарплат. Кроме того, по его словам, "телевидение, контролируемое олигархами, лучше, чем центральное государственное телевидение".
Неудивительно, что Березовский вспоминает те времена с некоторым сожалением, ведь это был апогей его личного влияния. Он щедр на похвалы в адрес Ельцина, которого называет "истинным либералом", прошедшим через ступени иерархической лестницы советской коммунистической системы, но при этом осознающим необходимость приватизации и децентрализации.
Но Путин "совсем не такой". Его стратегия, по словам Березовского, заключалась в создании "вертикали власти" - в политике, средствах массовой информации, в бизнесе - все эти структуры подчиняются Кремлю. Сейчас эта стратегия развивается вполне успешно, и даже с опережением плана, поддерживаемая снисходительной администрацией Буша, которую Березовский резко критикует.
А что можно сказать насчет антисемитизма?
Путин, говорит Березовский, возможно, ведет Россию по пути диктатуры, но он "не Сталин", никаких признаков антисемитизма он не проявляет. К тому же, считает он, российский антисемитизм - это всего лишь одно из проявлений российской ксенофобии. "Русские не любят евреев, но они не любят и других - татар, чеченцев". При этом создается впечатление, что Путин, возможно намеренно, не пытается подавить антисемитские настроения в СМИ, почти полностью принадлежащих государству. Ситуация развивается, "скорее, в негативном, чем в позитивном направлении".
А что насчет Израиля?
Березовский, получивший в 1993 году гражданство Израиля, но отказавшийся от него через несколько лет, став заместителем главы Совета безопасности, говорит, что не планирует последовать примеру других заметных российских иммигрантов, таких, как Владимир Гусинский и Леонид Невзлин. Совместно с Гусинским он владеет русскоязычной израильской газетой, но других инвестиций пока не планирует. Однако он подумывает о том, чтобы вложить средства в "человеческие проблемы", такие, как образование.