В России Путина это стало почти обычным делом: по меньшей мере в четвертый раз за год сотня офицеров полиции и сотрудников прокуратуры прибыли в штаб-квартиру ЮКОСа, ведущей нефтяной компании страны. В течение нескольких часов команда людей в штатском под охраной милиции проводила тщательные обыски в помещениях на нескольких этажах здания центрального представительства ЮКОСа.
Перед тем как покинуть здание, представители правоохранительных органов вынесли несколько ящиков с документами и жесткие диски из компьютеров, принадлежащих руководителям группы. Вне всякого сомнения, речь идет об инвентаризации активов компании в связи с наложением ареста на имущество, как вскользь сообщил корреспонденту "Интерфакс" один из руководителей операции.
Расчленение крупнейшей российской нефтяной компании, в которой занято 175 тысяч служащих и которая виновата лишь в том, что пыталась сопротивляться Владимиру Путину, кажется теперь делом ближайшего будущего, если в последний момент не будет достигнуто соглашение с Кремлем.
Российское правосудие дало в четверг руководству ЮКОСа пять рабочих дней, иными словами до следующего четверга, чтобы выплатить 3,4 млрд долларов в качестве недоплаты налоговых сборов лишь за 2000 год. Что касается 2001 года, то сумма будет такой же, заявили в налоговом ведомстве, не уточнив, каким будет вердикт за 2002-й и 2003 год.
Но акционеры нефтяной компании не сдаются и согласовывают свои действия при посредничестве адвокатов с бывших руководителем группы Михаилом Ходорковским, находящимся в тюрьме с октября прошлого года. Однако на прошлой неделе в угрожающем положении оказался основной партнер Ходорковского Платон Лебедев, арестованный в июле 2003 года.
Он тяжело болен, но, несмотря на это, он из своей больничной камеры был переведен в общую камеру, где находятся около 20 заключенных, сообщили его адвокаты. Это решение, типичное для методов КГБ, где Путин сделал свою карьеру, предельно понятно: акционеры ЮКОСа, начиная от Ходорковского, теперь должны капитулировать без всяких условий, в противном случае они лишаться не только имущества, но не будет гарантирована и их физическая неприкосновенность.
Лебедеву и Ходорковскому, процесс над которыми начнется в ближайшее время, грозит до 10 лет тюрьмы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Принимая во внимание произвол, неоднократно демонстрировавшийся российским правосудием, приговоры могут оказаться более тяжелыми или наоборот, более легкими, в зависимости от приказов, полученных из Кремля.
"Теперь, как кажется, уже ясно, что крупные акционеры ЮКОСа лишатся своей части акций", - отметил вчера Пол Коллижн, который следит за развитием событий, связанных с российской нефтяной компанией, по поручению банка UBS Brunswick в Москве. По мнению этого аналитика, ЮКОС, вероятно, не исчезнет, но будет разукрупнен: "ЮКОС будет вынужден продать часть своих активов, чтобы заплатить налоги. Группа будет уменьшена и, возможно, станет в два или в четыре раза меньше, чем сейчас".
Самый богатый человек России - согласно оценкам журнала Forbes, состояние Михаила Ходорковского составляет 15 млрд долларов - навлек на себя гнев Владимира Путина дерзким поведением, предприняв попытку проводить свою собственную нефтяную политику.
В то время как Путин мечтает о восстановлении могущества российского государства, Ходорковский выступал за приватизацию нефтепроводов. Когда Кремль вел переговоры с Японией о строительстве сибирского нефтепровода, Ходорковский выступал за прокладку трубопровода в Китай.
Демократ на свой манер, очень русский, олигарх больше не скрывал того, что намерен финансировать избрание целого ряда либеральных, коммунистических или даже пропутинских кандидатов в обновленный парламент в декабре прошлого года.
Наконец, Ходорковский вел переговоры с американскими Exxon-Mobil и Chevron Texaco о продаже значительной части акций ЮКОСа. Слух об этом мегаслиянии прошел прошлой осенью незадолго до его ареста. И теперь компания, которую олигарх хотел сделать одной из крупнейших в мире, рискует подвергнуться аресту активов и ликвидации.