Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 июля 2004 г.

Похоже, что на этот раз судьба ведущего российского нефтяного гиганта ЮКОС решена окончательно. На прошлой неделе прокуратура снова удвоила сумму претензий по уплате налогов, предъявленных концерну. За день до этого сотни людей в форме провели обыск в офисах фирмы и изъяли компьютеры, а также базы данных. Даже бывшему главе Центрального банка, Виктору Геращенко, которого Михаил Ходорковский, бывший главный акционер ЮКОСа, сейчас находящийся в заключении, назначил антикризисным управляющим, не удалось наладить контакты с правительством и Кремлем.

Неудивительно: ликвидация предприятия с самого начала была делом решенным. При этом действия Кремля определяются двумя мотивами. Политические амбиции олигарха должны быть задушены в зародыше и, кроме того, раз и навсегда избавить всех потенциальных кандидатов на роль политиков от их планов. Удалось и то и другое. Теперь начинается второй решающий акт: распределение собственности концерна среди политической элиты. Ей ничего не досталось во время приватизации 90-х годов, и она считает себя вправе овладеть тем, что прежде было для нее недоступным. У кого больше прав, тот и прав. Это квинтэссенция политического мышления в постсоветской России.

Лишь на первый взгляд действия против ЮКОСа имеют нечто общее с пересмотром сомнительных решений по приватизации. Они вовсе не предполагают изменения имущественных отношений с целью ренационализации ключевых отраслей промышленности в интересах государства. Вообще-то, по причинам экономического и правового характера это щекотливая и трудная затея, которую можно было бы оправдать при одном условии - если бы ее целью являлось построение правового государства и законы были бы едиными для всех. До сих пор этого не происходит.

Заявление президента Путина о том, что государство не заинтересовано в банкротстве концерна, многих россиян не убедило. Более важным для российских ушей, приученных к наличию подтекста, было замечание главы государства. Он, мол, ничего не может гарантировать, поскольку юстиция руководствуется собственными правилами. Разделение властей в России существует только на бумаге, глава Кремля одновременно является верховным судьей. Реплика Путина снова подняла курс акций концерна, обеспечив его клиентуре сверхприбыль перед тем, как окончательно поглотить предприятие. Вся эта история негативно скажется на инвестиционном климате, но этот фактор никак не побуждает ответственных лиц смягчить ситуацию. Свои действия они лицемерно оправдывают патриотизмом.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru