В прошлый четверг 50 немецких футбольных фанатов собрались перед большим телеэкраном в баре "Сан-Дек" в Берлине попить пива и поболеть за свою любимую команду в Евро-2004.
В тот вечер такую сцену можно было увидеть почти во всех пабах по всей Германии. Удивительной эту сцену делало то, что Германия выбыла из соревнований уже две недели назад. Эти фанаты болели за Грецию в матче против Чехии - частично из-за традиционного для Германии презрительного отношения к чехам, но, в основном, потому, что греческую команду тренирует немец.
Матч Греции против Португалии в воскресенье, окончившийся победой Греции, знаменует окончание необыкновенного футбольного месяца, который вновь разжег националистические страсти, но в то же время напомнил европейцам, что у них есть кое-что общее: их любовь к футболу.
В дни, когда проводились матчи, европейские пабы были заполнены до отказа. На автобусах, балконах, машинах, в пабах и витринах магазинов виднелись национальные флаги, что необычно для континента, который не склонен к проявлениям патриотического бахвальства.
Все это происходит в то время, когда мечта о Европе как о единой федерации переживает не лучшие времена. Новая конституция, о которой две недели назад договорились европейские лидеры в Брюсселе, почти не вызвала общественного энтузиазма. Опросы общественного мнения показывают, что люди не испытывают доверия к "еврократичной" бюрократии. В некоторых регионах явка на выборы в европейский парламент составила менее 30%.
ЕС пытается замуровать национальные различия и "конфликты племен" в плотный кокон правил и постановлений. Но Евро-2004 - это пир этих самых конфликтов на игровом поле. Это пир атавистичный, бурный, пропитанный парами алкоголя, временами угрожающий, но все же менее кровавый, по сравнению с тем, как европейские страны обычно разрешали свои противоречия.
Писатель Франклин Фоэр указывает на тот же парадокс в своей новой книге "Как футбол объясняет мир". "В 1990-е баскские команды под руководством валлийских тренеров набирали голландских и турецких игроков... Куда ни посмотри, везде, казалось, национальные границы и гражданство сметалось в мусорную корзину истории футбола", - пишет он, однако далее он приходит к выводу, что футбольная глобализация зачастую "была не в состоянии уничтожить местные культуры футбола, местную кровавую вражду и даже местную коррупцию".
В Евро-2004 ущемленные торжествуют: малая Европа побила большую Европу, и новые члены ЕС поразили старых. Два финалиста, Португалия и Греция, присоединились к ЕС только в 1980-х.
Крупнейшие европейские государства - Германия, Франция, Италия и Испания - рано склонили головы в чемпионате.
Английские фанаты, которые, когда речь заходит о футболе, обретают фаталистичный менталитет фанатов Chicago Cubs, стали свидетелями того, как их команда прохромала во второй раунд, а затем пала жертвой старых демонов.
Урс Мейер, швейцарский судья, не засчитавший гол, который мог дать англичанам победу над Португалией, был вынужден обратиться в полицию за защитой, так как получил 16 тыс. электронных посланий от разъяренных английских фанатов, и в некоторых содержались угрозы смерти. Его личный адрес электронной почты опубликовал таблоид The Sun. Швейцарское радио DJ и местная радиостанция ответили тем, что дали телефоны редакции The Sun. После этого The Sun опубликовал номера телефонов и е-мейлы радиостанции DJ, что вылилось в несколько тысяч оскорбительных посланий. По словам сотрудника радиостанции DJ, в письмах, помимо оскорблений, "обычно всегда упоминались (швейцарские) часы с кукушкой и сыр".
По словам британского обозревателя Рода Лиддла, футбол позволяет фанатам безвредно купаться в стереотипах, глубоко укоренившихся в сознании: "Здесь мы видим, как неожиданно возрождаются вражда и древние альянсы, которые уходят корнями на сотни лет назад".
"Моя радость по поводу Евро-2004 достигнет пика, когда я смогу в полной мере выразить свое отвращение к противникам за их действительные или предполагаемые черты - надменность, хитрость, сексуальную извращенность, трусость и двуличие", - говорит он и поносит французов за их "чересчур изысканную" кухню, "ужасный акт поедания лошадей и садовых моллюсков и параноидный способ, которым они пытаются сохранить свой собственный нелепый и обреченный язык".
Французы, в свою очередь, чернят английских фанатов, называя их "ростбифами" за их странные кулинарные пристрастия и цвет, который приобретает их кожа под воздействием солнечных лучей.
В этом году въезд в Лиссабон был запрещен 300 английским фанатам, замеченным в беспорядках во время предыдущих чемпионатов. Однако несколько сот других фанатов, приехавших в Лиссабон, напились до состояния дикой агрессии после того, как Англия проиграла Франции две недели назад. А на следующее утро они безумствовали, забрасывая португальскую полицию пластиковыми стульями, пивными банками и стаканами. 53 человека были арестованы, многие попали под суд, их обязали заплатить штрафы и выслали домой через 24 часа.
Как обычно, для Англии чемпионат закончился слезами. "Где-то в глубине английской души, но ближе, чем мы готовы предположить, живет абсолютное убеждение, что мы - прирожденные неудачники", - замечает Мэттью Норман в газете Evening Standard.
Другие терзаются не столь сильно. Покуда чехи прокладывали себе путь в полуфиналы, их фанаты праздновали каждую победу. Однако когда команда проиграла грекам, настроение осталось дружелюбным. "Верьте или нет, но в Праге живет довольно крупная греческая община, и многие чешские фанаты пришли в греческие пабы, чтобы поздравить их с победой, - рассказывает Майкл Резанка, пражский веб-дизайнер. - Многие плакали, но иногда проиграть с достоинством важнее, чем выиграть".