Говоря о Москве, Владимир Рыжков часто сравнивает российскую столицу с другой далекой монополией. "Москва - это российский Лагос", - говорит депутат парламента.
Как и в Нигерии, изобилие нефти сделало отдельных людей несметно богатыми, в то время как все остальное население вынуждено жить в нищете. Коррупция и новоиспеченные чванливые богачи определяют общественную жизнь. Развитие и реформы уступили место изобилующей нефтедолларами стагнации. "Россия стала нефтяным государством с авторитарным режимом", - говорит Рыжков.
Молодой политик с далекого Алтая остался одним из последних независимых от Кремля депутатов Госдумы. И такие сравнения Рыжков выбирает, помимо всего прочего, и в целях политического профилирования. Он не одинок в своей оценке. Не только у критикующих политику Кремля, но и среди членов правительства растет беспокойство по поводу приоритета сырья в структуре экономики. Их опасения заключаются в следующем: чем выше цены на нефть и газ на мировом рынке, тем меньше готовность страны к экономическим и политическим реформам.
Конца повышения цен не предвидится
Со времен финансового кризиса 1998 года Россия извлекает выгоду из беспрецедентного ценового бума. Тогда страна получила от экспорта нефти около 15 млрд долларов. В этом году сумма может быть в шесть раз больше. Экспорт газа, цена которого зависит от цены на нефть, развивается в том же направлении. Конца повышения цен ввиду большого мирового спроса не предвидится.
В то же самое время стремление к реформам президента Владимира Путина заметно ослабло. Первые нововведения, такие, как снижение налога на прибыль и усиление контроля за губернаторами регионов, еще получали широкую международную поддержку. Однако чем больше прибыли приносила энергетическая промышленность, тем, казалось, Кремль все больше начинало заботить только одно - контроль над российскими ресурсами. Путин постепенно ставил своих людей во главе основных нефтяных и газовых концернов. А когда нефтяное предприятие ЮКОС начало проводить самостоятельную политику, против его управляющих был начат процесс в связи с неуплатой налогов, который в конечном итоге привел к разгрому концерна.
Министерство выступает за размежевание
Структурные изменения, которых требуют реформаторы в российском правительстве, застопорились. "Цена на нефть слишком высока для реализации инноваций", - говорит Кирилл Андросов из министерства экономики, который отвечает за реформирование инфраструктуры. Андросов должен подумать и о том, как можно расколоть такую полугосударственную монополию, как газовый гигант "Газпром". В окружении либерального министра экономики Германа Грефа выступают за то, чтобы разделить "Газпром" на несколько отдельных предприятий и отдать их в частные руки.
Министерство также требует размежевания государства и экономики. Однако главная задача - это сделать российское правосудие более независимым, чтобы, таким образом, лучше защитить права иностранных инвесторов. Но сопротивление этим планам достаточно сильное, прежде всего, со стороны государственных чиновников, которые при Путине получили доступ к энергетическим ресурсам страны.
"Новые олигархи формально являются не бизнесменами, а сотрудниками властных структур", - говорит экономист-эксперт Михаил Делягин. Активность инвесторов из-за нестабильности ситуации и не уменьшающейся неуверенности сократилась, даже в доходной сырьевой отрасли, как сообщается в последнем отчете по России Всемирного банка. Причины этого организация видит в излишнем "вмешательстве государства в ущерб частным предприятиям".
До сих пор реформаторы не смогли добиться успехов в правительстве. Однако в министерстве экономики все еще лелеют мечту о стране, которая бы процветала и без нефти и газа. "В России есть деньги и есть мозги, - говорит Андросов. - Нужно их просто соединить".