Самые дорогие товары, предметы, которые некоторые россияне называют угрозой для их личной безопасности, на московских компьютерных рынках не выставляются открыто.
Между тем, чтобы найти их, например, на "Горбушке" с ее множеством киосков, продающих DVD, CD на западе городе, требуется менее 15 минут.
Всего один вопрос - где можно купить базы данных частной информации? - и молодой продавец, продающий пиратские копии голливудских фильмов, вскакивает на ноги. Он проводит покупателей к другому торговцу - у того на пряжке ремня голова быка. Этот второй мужчина выслушивает просьбу, достает сотовый телефон и набирает номер.
Спустя некоторое время появляется третий торговец. Он весел и откровенен.
"Что вам нужно? - спрашивает он. - У нас есть все".
В сегодняшней Москве среди людей, которые работают с краденой информацией, категория "все" удивительно широка.
Этот продавец с "Горбушки" предлагает диск с данными о денежных операциях Центробанка за 1500 канадских долларов. Эта информация, насколько известно, была украдена хакерами в начале этого года и куплена компаниями, жаждущими заполучить детали о своих конкурентах.
Подобная информация, признает торговец, так сказать, специализированная. Более популярный товар - это налоговая информация, домашние адреса и заявленные доходы. За это продавец просит 215 долларов.
Россияне регулярно предоставляют ложные сведения о своих доходах, чтобы не платить налоги; тем не менее все больше преступников полагаются на краденую информацию о налогах, чтобы выбрать мишени среди состоятельных людей.
Когда на прошлой неделе в ходе нахального ограбления преступники вломились в обнесенный забором дом Михаила Погосяна, главы российского аэрокосмического гиганта "Сухой", бизнесмен немедленно списал это на появление его персональных данных на черном рынке.
"Раньше ограбления таких людей происходили очень редко, случайно, - говорит представитель "Сухого" Алексей Повешенко. - Преступники предпочитали не иметь дела с VIP, но сейчас все по-другому. На каждом углу можно купить всю возможную информацию: доходы, телефоны, машины, регистрация места жительства".
Торговля такими данными не утихает. Она стала частью более широкой проблемы в то время, как Россия добивается вступления в ВТО в будущем году, между тем как эта международная организация требует от России бороться с пиратскими фильмами, музыкой и программами.
Местные власти провели рейды на таких рынках, как "Горбушка", и изъяли тысячи поддельных дисков, однако не прошло и нескольких часов, как черные рынки возобновили работу.
В упомянутом выше киоске на "Горбушке" торговля идет так оживленно, что продавец извиняется и отходит, чтобы помочь другим покупателям, пока иностранец размышляет над тем, что ему выбрать - список абонентов компании мобильной связи за 43 доллара? Или базу данных машин, зарегистрированных в Московской области за 100 долларов?
База данных автомобилей кажется более привлекательной. Она содержит имена всех водителей в Москве, их даты рождения, номера паспортов, адреса, номера телефонов, описания и номера автомобилей.
Проверка информации, приобретенной Globe and Mail, показала, что, по крайней мере, часть ее точна. Конечно, проверить все миллионы пунктов невозможно, но несколько знаменитых имен сразу бросаются в глаза.
Так, например, данные о человеке по имени Михаил Ходорковский с тем же отчеством и датой рождения, что и у нефтяного магната, свидетельствуют, что до ареста некогда самый богатый человек в России наслаждался поездками на сером мотоцикле Yamaha TW 125 1999 года выпуска и на голубом BMW F650 2000 года выпуска.
Человек под именем Юрий Лужков - детали идентичны данным влиятельного мэра Москвы - владеет сразу несколькими транспортными средствами, включая черный мотоцикл Harley Davidson 1999 года выпуска и зеленый "Газ-69", военный джип, выпущенный в 1960-х.
Продавец с "Горбушки", похоже, доволен тем, что продал диск, но немного озадачен. Когда другие покупатели уходят, он спрашивает: "А теперь признайтесь: вы американский шпион?"
В ответ он получает другой вопрос: "Что? И вы продаете родину так дешево?"
Продавец смеется и возвращается к работе.