Сесилия Саркози вернула кредитную карту Елисейского дворца, чтобы избежать полемики, насмешек и инсинуаций. Согласно традиции, за все покупки первой леди расплачивается личная охрана, и первая попытка "модернизации" - иными словами, введение кредитной карты - закончилась осечкой: перед лицом неспокойной политической ситуации Елисейский дворец дал задний ход. Что касается роли Сесилии во время мандата, то французы еще должны подождать: президентская пара пока не решила, каких правил придерживаться.
История с кредитной картой обрела политические масштабы вчера утром, когда премьер-министр Франсуа Фийон назвал "отвратительной" дискуссию, развернутую неделю назад разоблачительной статьей в Canard enchainé: у Сесилии кредитная карта, средства для которой снимаются с текущего счета министерства финансов.
Непривычная ситуация, поскольку до последнего времени жены президентов поручали своим охранникам оплачивать счета. Сатирический еженедельник также рассказал о том, что госпожа Саркози использовала карту дважды, чтобы оплатить рабочие обеды, потратив 129 и 272 евро.
Естественно, никто не раздувает скандал из-за сумм: во всех западных странах, по-видимому, президента и его семью содержит государство. И кредитная карта открыла путь для инсинуаций. Депутат-социалист, который специализируется как раз на критике бюджетов Елисейского дворца, не упустил возможность и задал вопрос премьер-министру, спровоцировав тем самым завершение эксперимента. Рене Дозьер спросил во вторник у Фийона, "по какой статье супруга главы государства может тратить государственные деньги". Он также поинтересовался "потолком расходов по этой кредитной карте". Прекрасно изучив политический мир, социалист уже давно выступает с критикой бюджета Елисейского дворца: официально министерство финансов выделяет 32,5 млн, но, по словам Дозьера, еще 50 млн выделяют другие министерства в условиях полной непрозрачности. Пресс-секретарь Елисейского дворца сообщил, что Сесилия вернула кредитную карту еще неделю назад, чтобы "избежать любых полемик и в ожидании улучшении ситуации с прозрачностью в функционировании Елисейского дворца".
Саркози предстоит решить не только проблему, связанную с ролью первой леди. В своем лихорадочном стремлении менять и обновлять, глава государства должен определить, что он предпримет 14 июля (День взятия Бастилии, национальный праздник. - Прим. ред.), в частности, будет ли он объявлять амнистию. Саркози хотел бы отменить эту традицию: в ходе избирательной кампании он неоднократно говорил, что он против права помилования, и настаивал на том факте, что "виновные должны нести наказание". Вновь избранный президент отказался от права амнистии, которым обладают все вновь избранные президенты, и намерен следовать этой линии и на следующей неделе, в день национального праздника. Но Фийон сказал, что окончательное решение еще не принято: амнистия также нужна, чтобы разгрузить переполненные французские тюрьмы.