5 июля 2012 г.

Иан Сэмпл | The Guardian

Бозон Хиггса открыт: теперь начинается настоящая работа

Открытие - или возможное открытие - бозона Хиггса в CERN, лаборатории элементарных частиц, расположенной близ Женевы, войдет в историю как триумф науки, и теперь начинается настоящая работа, пишет The Guardian. "Потребовались месяцы и годы анализа, чтобы подтвердить, что частица - это неуловимый бозон Хиггса. Физики хотят узнать, является ли он просто обыкновенной частицей, используемой в теориях физики, или же он представляет собой что-то более необычное и впечатляющее", - отмечается в статье. Бозон Хиггса появился впервые в 1964 году в теории, разработанной Питером Хиггсом и пятью другими физиками, напоминает издание. "Нахождение частицы доказывает, что существует энергетическое поле, которое заполняет вакуум поддающегося наблюдению пространства. Он играет важнейшую роль в наделении массой некоторых субатомных частиц, которые являются блоками для построения материи", - сообщает автор статьи Иан Сэмпл.

"Ясно, что необходимо провести еще огромное количество экспериментов, даже после того, как они объявили об открытии", - говорит Стивен Вайнберг, профессор физики в Университете Техаса.

Возможно, что частица, которую нашли ученые, принадлежит к более широкой семье частиц Хиггса. Для того чтобы это понять, они должны в мельчайших деталях изучить, как частица создается в коллайдере и как она распадается на иные, более известные частицы сразу после своего возникновения, отмечает автор. "Это займет много времени. Не говорю, что десятилетия, но, возможно, годы понадобятся для того, чтобы проверить все предсказания стандартной модели о том, как частица создается и как она распадается", - говорит Вайнберг.

Задачей CERN теперь является сбор как можно большего количества информации о частице до того, как адронный коллайдер закроется на 2 года в конце 2012 года, информирует издание. "Многие смеются над тем, что CERN ищет или не может найти. Некоторые физики опасаются, что лаборатория открыла лишь простейшую форму частицы Хиггса и ничего больше. Это открытие закроет дыру в стандартной модели, но никак не поможет ученым разгадать другие насущные загадки природы", - пишет автор. "Мне приснился кошмар, что CERN не откроет больше ничего, кроме бозона Хиггса. Открытие частицы Хиггса само по себе не дает ключа к тому, как выйти за пределы стандартной модели", - говорит Вайнберг.

Большой адронный коллайдер никогда не был прибором по поиску бозона Хиггса. Другие исследовательские программы проводятся для изучения черного вещества, черной энергии, антивещества и взгляда в другие космические измерения, отмечает автор. "Есть такое количество других вещей, которых мы совсем не понимаем, что в этом отношении коллайдер только начинает помогать нам понимать те вещи, которых мы не знаем о Вселенной", - говорит Тара Ширс, исследователь частиц в Университете Ливерпуля.

Источник: The Guardian