Китай давит на акселератор военных расходов. Вашингтон бьет тревогу по поводу "дестабилизирующей" гонки вооружений, и в риторике между двумя державами проскальзывают нотки холодной войны. Возникновению напряженности способствовало не только объявление Пекином о новом увеличении военного бюджета (на 17,6%), но и воинственные заявления в адрес Тайваня.
На открытии парламентской сессии ВСНП (Всекитайское собрание народных представителей) пресс-секретарь китайского парламента - Национального народного конгресса - Цзян Эньчжу, объявляя о том, что военный бюджет составит 57,2 млрд долларов, предупредил Тайбэй, что референдум о вступлении в ООН может создать "угрозу миру". С 1949 года, когда националисты Чан Кайши, потерпев поражение от войск Мао Цзэдуна, укрылись на острове, Народная Республика относится к Тайваню как "к мятежной провинции", и ее возвращение под юрисдикцию Пекина является священным правом отчизны. Каждое государство, желающее иметь дипломатические отношения с Пекином, обязано не признавать Тайвань и поддержать принцип существования "одного Китая". Простой план по проведению народного референдума, разработанный правительством острова с целью узнать мнение граждан о целесообразности подачи просьбы о вступлении в ООН (просьба, которая, вероятнее всего, будет заблокирована вето Пекина), рассматривается коммунистическим режимом как неприемлемая провокация. По некоторым оценкам, в последние годы Народно-освободительная армия пополнила свой потенциал, по меньшей мере, 100 ракетами, нацеленными на другой берег пролива. Пекин предпринял перевооружение, скорее всего, чтобы предостеречь Америку от вмешательства с целью защиты Тайваня в случае китайского вторжения.
Вчера Цзян Эньчжу говорил о значительном увеличении военных расходов как о физиологической эволюции. "Это умеренное увеличение, - заявил он, - соответствующее экономическому росту страны и увеличению поступлений от налоговых сборов. Этими инвестициями в оборону мы всего лишь восстанавливаем утраченные позиции, удаляясь от начальной слабой позиции". Цзян Эньчжу напомнил, что военный бюджет КНР, если его сравнивать в пропорциональном отношении с масштабами всей национальной экономики, остается средним: 1,4% китайского ВВП против 4,6% в Соединенных Штатах и 3% в Великобритании. В денежном исчислении разница становится еще более очевидной: китайские расходы на вооружение составляют десятую часть от 600 млрд долларов, которые администрация Буша выделила в этом году на военные нужды. Естественно, на бюджет Пентагона влияет тот факт, что Америка ведет войну на двух фронтах, в Ираке и Афганистане, в то время как Китай не участвует ни в одном конфликте и таким образом "аккумулирует" то, что инвестирует в вооружение. Об этом пресс-секретарь китайского парламента не говорил в открытую, но совершенно очевидной, по мнению Пекина, является угроза оказаться в окружении. Совершенно очевидным является упорное ухаживание Вашингтона в отношении Индии в надежде вовлечь ее в антикитайский альянс: министр обороны США совсем недавно вернулся из продолжительного визита в Дели. Перевооружается, в свою очередь, и Япония, она готовится к пересмотру своей пацифистской конституции, при явной поддержке со стороны Вашингтона.
На этапе, когда Китай укрепляет свой статус экономической супердержавы, проекция его экономических интересов охватывает все континенты. Пекин должен защищаться самостоятельно, пока он не может рассчитывать на системы альянсов, как те, что создала Америка за полвека (начиная от НАТО до военного партнерства с Австралией, Японией, Индонезией, Южной Кореей). Параллельно с удовлетворением своей жажды в энергетическом и ином сырье, впервые за многие столетия Китай строит военный флот, способный действовать вдали от родных берегов и соперничать с американским присутствием в Персидском заливе и в других стратегически важных для мировой торговли районах.
Именно вчера, одновременно с объявлением о новом военном бюджете КНР Пентагон опубликовал доклад о вызывающем тревогу перевооружении Пекина. По заявлениям Вашингтона, нет никакой прозрачности в том, что касается реального уровня расходов Пекина на вооружения. Согласно оценкам Пентагона, реальные расходы КНР на военные нужды могут в два или три раза превышать задекларированные данные: от 97 до 139 миллиардов долларов. Американцев, прежде всего, беспокоят достижения китайцев в секторах, связанных с самой передовой технологией, где Соединенные Штаты всегда обладали бесспорным преимуществом: ракеты большой дальности, противоспутниковое оружие, кибершпионаж. "Укрепление китайской военной мощи, - говорится в докладе Пентагона, - меняет стратегическое равновесие. Последствия этих изменений ощущаются далеко за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона". Заместитель помощника министра обороны США по Восточной Азии Дэвид Сидней прокомментировал: "Самым тревожным моментом является то, что стратегические намерения Китая неясны, и это создает неуверенность".
Также по теме:
США видят финансовую угрозу со стороны России, Китая и ОПЕК (Reuters)