Три важнейших для России политических судебных процесса, состоявшихся за последние 10 лет, предполагалось воспроизвести в сжатой форме, пишет в блоге The International Herald Tribune журналистка Маша Гессен, повествуя о постановке швейцарского режиссера Мило Рау в Сахаровском центре. Сцены разыгрывались силами реальных участников событий и людей, которые теоретически могли бы в них участвовать.
По мнению Гессен, первоначально действо было вялым: "из реальных участников редко получаются хорошие актеры".
Но в воскресенье документальный театр превратился "в жизнь", отмечает автор. Сотрудники ФМС потребовали, чтобы режиссер Рау и другие иностранные участники предъявили документы. Затем к зданию явились мужчины в форме казаков: "иногда эти люди так поступают, когда считают, что где-то нападают на Церковь и предполагаемых агрессоров надо поколотить или, как минимум, припугнуть", - поясняет Гессен. Одновременно подъехал ОМОН, прибыли журналисты.
Сама Гессен была на спектакле в первый день, но ушла рано. В третий день она приехала, узнав о проверке, - уже не как простой зритель, а как журналист. И вскоре осознала, что освещает спектакль так, словно это реальный суд. Когда полиция и казаки совсем рядом, у слов актеров-обвинителей могут быть реальные последствия.
"Но это вряд ли сделало сам спектакль более осмысленным, чем простое - и бледное - отражение реальности", - замечает Гессен. Проверка и угрозы в конечном итоге внушили ощущение: "Не относитесь к себе слишком серьезно. Когда люди, которых вы выводите на сцене, могут по-настоящему угрожать вам, закрывать ваши организации, депортировать вас или бросать в тюрьмы, пожалуй, рановато ставить подобные пьесы вместе".