Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 мая 2003 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Верхушка айсберга

Во время мимолетной встречи с Тони Блэром на прошлой неделе в Москве российский президент Владимир Путин, подобно рядовому члену британского парламента от лейбористов, провозгласил, что в Ираке не нашли арсеналов оружия массового уничтожения.

"Вопрос в том, где Саддам Хусейн? Где это оружие массового уничтожения, если оно вообще когда-нибудь существовало? Может быть, Саддам Хусейн сидит в бункере на ящиках с оружием массового уничтожения и собирается взорвать весь мир?"

Мы приветствуем желание Путина говорить откровенно. Давайте в той же манере поговорим о торговле оружием на шумном базаре, который находится под его контролем. И на этом не остановимся. Падение Багдада дает нам беспрецедентную возможность узнать из иракских документов и от иракских свидетелей правду о многих вещах, включая связи Саддама с его европейскими защитниками. Мы надеемся, что Блэр и президент Буш не постесняются выставить эти связи на всеобщее обозрение, чтобы мир получил более полное представление о том, из-за чего на самом деле возникла конфронтация между США с одной стороны и Францией и Россией - с другой.

Итак, если Россия соблюдала санкции ООН против Ирака, как получилось, что иракская военная техника, 80 процентов которой советского производства, было современным в 1990-е годы? Как попали в Ирак вертолеты, противотанковые ракеты, приборы, создающие помехи системе глобального позиционирования GPS, приборы ночного видения и другое российское оружие? В марте российского посла в США вызвали в Государственный департамент, где ему вручили протест по поводу продажи российского оружия в Ирак.

История просочилась в прессу, но в ней не было ничего из ряда вон выходящего. В годы правления Клинтона поток разведывательной информации о распространении российского оружия был непрерывным, а протесты США неоднократными. Россия либо отвергала обвинения, либо принимала половинчатые меры. Российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр утверждает, что в начале 1997 года он получил достоверную информацию о том, что Ирак - в нарушение санкций - приобрел у России широкий ассортимент военной техники. В списке были около 20 штурмовых вертолетов Ми-24, произведенных либо в России, либо на Украине и проданных через болгарскую торговую компанию.

Директор Московского вертолетного завода имени Миля Марк Вайнберг рассказал аналитику, что за год до этого отправлял из Москвы в Багдад механиков, которые осуществляли сборку вертолетов. Возможно, Саддам Хусейн использовал их для налета на Эрбил, находящийся на севере Ирака. Во время этого налета погибли тысячи курдов. (В феврале 1997 года 59-летний Вайнберг внезапно умер в своем кабинете якобы от сердечного приступа.)

Бывший советский торговец оружием рассказал Фельгенгауэру, что участвовал в 1997 году в финансировании сделок по экспорту вооружений и что запчасти к иракскому оружию российского производства шли через болгарских и турецких посредников, а в сертификатах на их продажу нередко сообщались ложные сведения о получателе. По словам Фенгельгауэра, опубликовавшего часть полученной информации в России, высокопоставленный сотрудник МИДа сказал ему, что сделка с вертолетами и более поздние истории - это лишь "верхушка айсберга".

Яростным соперником России в борьбе за статус самого любимого Саддамом государства была Франция. Отношения президента Жака Ширака с Саддамом восходят к 1975 году, когда он, будучи премьер-министром, приезжал в Багдад и вел переговоры о контрактах для французских нефтяных компаний. Франция оказывала финансовую и техническую поддержку в создании ядерного реактора в Осирике, который Израиль счел угрозой своей безопасности и разбомбил в 1981 году. Французские газеты давно утверждают, что ныне не существующая партия Ширака RPR получала финансирование от Саддама.

В вышедшей в 1992 году книге "Наш союзник Саддам" утверждается, что Саддам пришел в ярость, узнав об "обмане" французов, оказавших поддержку коалиции во время первой войны в Заливе, и угрожал в случае, если эта поддержка продолжится, "разоблачить их, их всех, перед французской общественностью". Как мы знаем, позже Франция стала самым крупным сторонником Ирака в ООН. Тревожный аспект проблемы кроется в том, что значительная часть этой информации хорошо известна американской разведке. Мягкость, проявляемая в подобных вопросах, не только добавила России и Франции смелости в отношениях с Ираком. По мере того как у Саддама росла уверенность в том, что в Европе его поддержат, он становился все менее контролируемым.

Противостояние государствам и группам, которые поддерживают терроризм, является сутью заявления президента Буша о войне против терроризма. Конгресс может продемонстрировать, что серьезно относится к установлению истины, начав собственное расследование появившихся в британской, и не только британской, прессе сообщений о том, что Россия и Франция делились с Ираком разведывательной информацией. Сегодня чуть ли не каждый день приносит новую информацию или арест важного деятеля в Ираке. Если открытия будут преданы гласности и мир узнает, что же находится под верхушкой айсберга, это сослужит хорошую службу войне против терроризма.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru