В своём интервью газете президент Ингушетии Руслан Аушев заявляет, что Москва уже давно запланировала войну в Чечне. По мнению Аушева, Ельцин лишь наблюдает за ходом событий, а отвечать за их негативный исход будет Путин. Президент Ингушетии уверен, что урегулировать чеченскую проблему силовыми методами невозможно.
В то время, как российские войска продолжают бомбардировки Чечни, несколько сотен мирных чеченских граждан сумели перебраться в Ингушетию через открытый 4 ноября гуманитарный коридор на пограничном пункте Кавказ. По данным очевидцев, на чеченской стороне границы своей очереди ожидают около 10 тысяч человек.
Отвечая на вопрос корреспондента газеты, Аушев рассказывает о том, что количество беженцев, оказавшихся на территории Ингушетии, составляет 188 тысяч человек. Вынужденных переселенцев нужно обеспечить жильем, теплой одеждой, продуктами питания, медикаментами, что требует крупных денежных затрат. Только на питание беженцев ежедневно расходуется три миллиона рублей. Объем помощи из Москвы катастрофически мал. Руководство Ингушетии будет радо, если международные организации окажут помощь вынужденным переселенцам. От Верховного Комиссара ООН по делам беженцев уже вчера была получена первая партия гуманитарной помощи: 90 т муки, зерна и масла.
Способствует ли война в Чечне предвыборной кампании премьер-министра Путина? - спрашивает автор. По словам Аушева, подобные подозрения у него возникли, когда Путин в самый разгар подготовки к выборам заявил о необходимости борьбы с терроризмом, которую следовало бы начать еще три года назад. Аушев полагает, что события в Чечне были запланированы уже давно, и преследуют политические цели. Тот, кто решит чеченскую проблему, станет наиболее вероятным кандидатом на президентский пост. Прошлая чеченская война, напоминает Аушев, началась в период подготовки к парламентским выборам 1994 года и закончилась после президентских выборов в 1996 году.
По мнению Аушева, Ельцин лишь наблюдает за ходом событий, а отвечать за их негативный исход будет Путин: у Кремля в запасе всегда есть нужная кандидатура. За последние полтора года в России сменилось несколько премьер-министров.
На вопрос корреспондента о том, несет ли Борис Березовский ответственность за начало конфликта, так как известны факты предоставления им финансовой помощи Басаеву и Хаттабу, Аушев заявил, что ему известно об отношениях Березовского с Басаевым и Удуговым, но он ничего не знает о том, от кого они получали деньги и сколько.
Президент Ингушетии признает необходимость начала политического диалога, но считает, что переговоры нужно проводить с законно избранным президентом Масхадовым или чеченскими парламентариями. Предложения, выдвинутые Масхадовым, как известно, получили поддержку всех руководителей республик Северного Кавказа. Аушев выразил сожаление по поводу того, что федеральные силы отказались от гарантий безопасности Масхадова на пути его следования из Грозного в Назрань, и поэтому встреча руководителей республик Северного Кавказа не состоялась. По словам Аушева, президент Чечни на протяжении года пытался встретиться с Ельциным, но окружение российского президента и кремлевская администрация всячески препятствовали этой встрече.
Отвечая на вопрос о том, могут ли военные выйти из-под власти политиков, Аушев говорит, что, по словам российских генералов, настроившихся на победу, политики совершат предательство, если остановят военных. Этой зимой, по мнению Аушева, они могут добиться военной победы. Но урегулировать чеченскую проблему силовыми методами невозможно.
В заключение интервью был задан вопрос о реакции Кремля на негативное отношение Аушева к чеченской войне. Президент Ингушетии ответил, что против него, в соответствии с давней русской традицией, уже готовится компромат. Но Аушев не хочет сдаваться, так как ему небезразлична судьба людей, избравших его президентом. Он уверен в том, что российская сторона открыла "гуманитарный коридор" лишь после его рассказа об истинном положении беженцев на чечено-ингушской границе.