Уход Арафата с поста лидера Палестинской автономии, вне зависимости от того, когда врачи объявят о его смерти, создает новую реальность на палестинских территориях. С точки зрения Израиля, основная проблема - отсутствие явного адресата с палестинской стороны, с которым можно было бы вести переговоры, координировать действия, кому выдвигать требования и кому предъявлять угрозы.
Непосредственная опасность состоит в том, что на палестинских территориях может возникнуть хаос, который приведет к необходимости разместить там международные войска. В новой реальности Израиль должен установить новые правила поведения и, возможно, даже новую политику. Самое простое - это решить, какими должны быть военные действия Израиля в отношении палестинцев и палестинских группировок, желающих продолжения насилия и террора, как, например, Народный фронт освобождения Палестины, устроивший недавно теракт на рынке Кармель.
Очевидно, Израиль должен делать все для сдерживания военных действий. Он не должен инициировать военные акции, более того - ему следует отложить запланированные операции. Израильская армия должна реагировать только на явную непосредственную угрозу, "тикающую бомбу", которая может угрожать жизням израильтян.
Необходимо будет проявлять самообладание и выдержку, особенно накануне и во время похорон Арафата, которые по решению премьер-министра не должны проходить ни у Храмовой горы, ни в Иерусалиме. Израиль должен быть также готов к решению других вопросов, в том числе связанных с прибытием и отбытием участников похоронной церемонии, среди которых будут ярые противники Израиля.
Кончина Арафата, безусловно, усилит давление на Израиль в связи с перенесением плана по выходу из Газы и Северной Самарии. Постарафатовская реальность требует обратной реакции - Израиль должен придерживаться временных рамок плана или даже ускорить процесс выхода.
Что еще важнее, уход Арафата открывает возможность трансформации одностороннего выхода Израиля в полностью скоординированный процесс, договоренность о котором может быть достигнута с новым палестинским руководством.
Израиль не знает, вызовет ли новая реальность резкое ухудшение ситуации и период анархии на палестинских территориях. Не исключено, что такое развитие событий придаст мощи движению "Хамас" и сделает его основной силой в Палестине.
Или, возможно, будет создано руководство из "поколения основателей", состоящее из таких людей, как Махмуд Аббас. У такого правительства будет формальный статус верховной власти, но оно не будет иметь реального контроля над территорией.
Этот контроль могут захватить местные лидеры, командиры бандформирований "Хамас". В любом случае ясно, что борьба за наследование власти неизбежна. Она может проходить относительно мирно или вылиться в насилие.
С точки зрения Израиля, вопрос заключается в том, сможет ли новое руководство - старая ли это гвардия из Туниса или новая поросль "Фатха" - бороться с терроризмом, остановить его и держать под контролем контрабанду оружия и подстрекательства против Израиля.
Еще один вопрос, сможет ли новое руководство продолжить реформы, начатые палестинцами в рамках "Дорожной карты". Статус этого правительства будет определяться на основе его попыток обуздать коррупцию.
В интересах Израиля - доказать ошибочность мнения, что только Арафат мог выступать партнером в мирных переговорах. Израиль может добиться того, что это произойдет, но он может также своими действиями усугубить анархию на палестинских территориях и разделить террористов на крохотные анклавы, в которых будет преобладать все нарастающее отчаяние.