5 ноября 2004 г.

Корреспондент | USA Today

Ученые нашли молекулу, вызывающую никотиновую зависимость

В пристрастии человека к никотину виновата одна-единственная молекула. Такое открытие сделали недавно ученые, которые заявляют, что теперь миллионы курильщиков смогут избавиться от своей опасной для жизни привычки.

Каждый год более 4 млн человек, из них 440 тысяч американцев, умирает от заболеваний, возникших из-за их пристрастия к курению.

Ученые из американского штата Калифорния обнаружили молекулу, из-за которой возникает пристрастие к никотину в организме. Вначале исследователи методом генной инженерии вывели мышей, которые были сверхчувствительны к никотину. Этим мышам вводили никотин в малой концентрации, в количестве 1/50 от того объема никотина, который обычно циркулирует в крови типичного курильщика. После приема однократной дозы никотина, мышь начала проявлять типичные признаки никотиновой зависимости, сообщили ученые на страницах журнала Science. "Даже малая доза никотина вызывает состояние зависимости, которое заключается привыкании, возбуждении и получении удовольствия", - пишут ученые.

Состояние удовольствия от курения вызывает допамин, химическое вещество, которое содержится в никотине и при курении оказывает влияние на мозг. Привыкание организма к никотину заставляет курильщика увеличивать свою дозу. Возбуждение означает, что человек чувствует себя без никотина плохо, рассказал Генри Лестер, один из руководителей исследования, профессор Калифорнийского института технологии. У исследуемых мышей состояние возбуждения выражалось в том, что они начинали двигаться с большей скоростью, чем обычно.

В научных кругах одобрили результаты исследования.

"Кроме того, что оно показывает механизм возникновения пристрастия к никотину, это исследование затрагивает фундаментальные вопросы о генной природе зависимости от никотина", - написали исследователи из медицинского центра в Женеве, Швейцария.

Если результаты исследования мышей можно применить к человеку, то появляется новая возможность лечения никотиновой зависимости, утверждают другие ученые. Люди становятся зависимыми от никотина, когда он попадает в рецепторы нервных клеток, в которых находится химическое вещество ацетилхолин. Как только это пространство заполняет никотин, из него выделяется допамин. Если знать, в какие клетки попадает никотин, можно заполнить эти клетки лекарством и таким образом излечить никотиновую зависимость. Поэтому на повестке дня возник вопрос о необходимости создания такого лекарства.

"Своим исследованием мы показали, что зависимость от никотина возникает благодаря определенной молекуле, - заявил Лестер. - Теперь можем заняться поиском таких молекул в организме".

Источник: USA Today