Мероприятие мыслилось как деловая игра, но с серьезными итогами: 50 немцев и россиян в возрасте от 18 до 24 лет должны были понять, как функционирует демократия и что ее краеугольные камни - это свобода слова и свобода прессы. В середине октября в Висбадене в течение трех дней параллельно с "Петербургским диалогом" заседал молодежный парламент, который должен был подготовить резолюцию и передать ее Ангеле Меркель и Владимиру Путину. Однако, как рассказали участники форума, среди молодых людей находились два российских агента.
Одним из сотрудников ФСБ был 43-летний Владимир Марковчин. Он работает в российском министерстве образования, а прежде был директором секретного архива и имеет звание полковника ФСБ. В Висбадене, как рассказал студент Йонас ван дер Штрэтен, в глаза бросался не только его мятый костюм: "Он всегда живо контактировал с рядом хорошо организованных российских участников".
Другого человека из ФСБ звали Сергей Патракеев, ему около 35 лет, он приехал из Калининграда. Патракеев изучал право в Гейдельберге, а сегодня, по-видимому, работает во внешней разведке. В Висбадене он официально являлся модератором одного из комитетов - и обращал на себя внимание "резкими тирадами в отношении ошибочных мнений", рассказывает студент Андреас Дульцман. Кроме того, его часто "окружали члены российской делегации, которые получали от него указания". Оба не скрывали от немецких студентов, что работают на ФСБ.
Текст резолюции был смягчен
Сакен Аймурзаев, журналист оппозиционной радиостанции "Эхо Москвы", сопровождал российскую делегацию в Гессен. Он рассказал нашему корреспонденту, что полковник сильно повлиял на итоговый текст резолюции. В проекте (который имеется в нашей редакции) содержались критические замечания относительно политических и экономических процессов в России. "По этому поводу полковник вызывал к себе молодых людей для личных бесед".
Марковчин угрожал им тем, что в дальнейшем они будут лишены права участвовать в заседании парламента, и критика из резолюции исчезла, рассказал Аймурзаев. Ван дер Штрэтен, Дульцман и студентка Екатерина Ершова из Екатеринбурга подтвердили наличие того, что они назвали одним словом: цензура.
Организаторы молодежного форума утверждают, что не знали об участии в мероприятии агентов спецслужб. Заведующая Фондом германо-российского молодежного обмена Регина Кайзер сказала нашему корреспонденту, что информация о присутствии в Висбадене сотрудников ФСБ была получена непосредственно от участников форума. Она попросила их не вмешиваться в ситуацию. Присутствие секретных агентов на молодежном форуме Кайзер считает "ужасным", и поэтому она обратилась в российское посольство. Комментировать реакцию дипломатов она отказалась. Но запрос нашей редакции никакого ответа из посольства не последовало.
Ханс-Фридрих фон Плёц, бывший посол в Германии России и второй заведующий Фондом, тоже не считает нормальным участие в данном мероприятии секретных агентов и собирается обсудить проблему с московской организацией-партнером. Однако важно, говорит он, "чтобы молодые люди смогли это преодолеть и чтобы подобные мероприятия проходили и в будущем".