Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 ноября 2015 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

Версия о бомбе на борту российского чартера: все "за" и "против"

Британия приостановила воздушное сообщение с Синаем, так как A321 мог упасть из-за "взрывного устройства" и "опасения исходят от разведслужб". Американские чиновники подтвердили, что теперь главная гипотеза - теракт и причастность ИГИЛ. Если самолет был подорван из мести за бомбардировки в Сирии, взгляд простых россиян может измениться, пишут СМИ. Крутые меры Москвы в ходе чеченских войн 1990-х и их последствия не забыты.

"Великобритания утверждает: российский лайнер мог разбиться в Египте из-за бомбы" - таков заголовок статьи в Bloomberg. Журналисты Роберт Хаттон, Алан Левин и Крис Штром пишут: на версии о бомбе все больше фокусируются официальные лица США и Великобритании.

"По нашему заключению, велика вероятность того, что причиной катастрофы было взрывное устройство на борту воздушного судна", - сказал в среду министр иностранных дел Британии Хэммонд.

"Три американских чиновника, пожелавшие остаться анонимными, заявили, что теперь главная гипотеза - теракт. Два из них сказали: предварительные доказательства указывают на причастность ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.), и следователи рассматривают версию, что кто-то - либо сотрудник, имеющий дело с багажом, либо сотрудник авиакомпании - взамен на взятку подложил бомбу на борт лайнера. Источники отметили, что другие гипотезы не исключаются", - говорится в статье.

Ранее "лица, называющие себя представителями боевиков ИГИЛ, с которыми Россия воюет в Сирии, заявили, что лайнер был сбит в отместку", пишут авторы.

Правительства других стран, в том числе России, предостерегли, что делать выводы пока рано, а катастрофа могла иметь другую причину.

Со своей стороны, американский конгрессмен Майкл Маккол утверждает, что группировка "Хорасан", состоящая из членов "Аль-Каиды", которые действуют в Сирии, разрабатывает взрывные устройства без металлических частей, незаметные для металлодетектора.

Аналитик Энтони Скиннер (Verisk Maplecroft) полагает: если причастность ИГИЛ к крушению будет доказана, усилия по борьбе с исламистскими группировками активизируются, а меры безопасности в аэропортах станут еще жестче.

"Великобритания приостановила воздушное сообщение с аэропортом на Синае, заявив, что российский лайнер мог упасть из-за "взрывного устройства", - сообщает в заголовке американская The Wall Street Journal. Великобритания первой заговорила о версии теракта публично, отмечают корреспонденты Дженни Гросс, Николас Уиннинг и Роберт Уолл.

"Это справедливые, серьезные опасения, исходящие от разведслужб, - сказал неназванный британский чиновник. - Мы не утверждаем, что это определенно был теракт, но опасений вполне достаточно, и мы хотим минимизировать потенциальную опасность, насколько это возможно".

Американские чиновники не возражают против мнения британцев, отмечает газета. В среду несколько американских чиновников прониклись убеждением, что российский самолет взорвался из-за бомбы на борту, хотя и не пришли к четкому выводу, который разделяло бы все разведывательное сообщество.

Египет назвал отмену рейсов британских авиакомпаний в Шарм-эш-Шейх "шокирующим решением", а также указал на его "преждевременность", поскольку расследование пока не закончено.

Неназванный "высокопоставленный российский чиновник отказался дать прямой комментарий к версии британского правительства о возможной причине крушения", - пишет газета.

"Это вопрос не политический, а вопрос экспертных заключений, - сказал этот источник. - Только эксперты, которые работают в Египте, могут делать выводы о причинах".

"Версия о теракте означает, что характер расследования кардинально изменится. Обычно в таких случаях к осмотру места катастрофы привлекают криминалистов и сотрудников спецслужб. Решение о том, каких иностранных следователей или сотрудников спецслужб допустить к расследованию, - в руках Египта", - подчеркивает издание.

По словам Грэхема Брейтуэйта (Крэнфилдский университет), обычно инспекторы, которые расследуют авиапроисшествия, передают всю собранную информацию лицам, которые курируют уголовное расследование. Эксперт добавил: иногда расследование авиапроисшествия продолжается параллельно с уголовным делом, дабы выяснить, какие уроки для авиабезопасности можно извлечь из случившегося.

"Обвиняете ИГИЛ в крушении российского лайнера? Либо предъявите доказательства, либо заткнитесь" - заявляет в заголовке обозреватель The Daily Beast Клайв Ирвинг.

"До того как британское правительство (видимо, по собственной инициативе) решило направить в аэропорт Шарм-эш-Шейха своих экспертов по авиабезопасности, дабы "оценить" уровень безопасности, британские и американские разведслужбы считали, что версия о бомбе всего лишь "возможна", - пишет автор.

После решения Лондона зазвучали многочисленные утверждения о причастности террористов к крушению, "но нет ни одного четкого доказательства в пользу этой версии", говорится в статье. По словам Ирвинга, вначале CNN, NBC News и Associated Press ссылались на один-единственный анонимный источник в разведслужбах США, который сказал, что к катастрофе причастно ИГИЛ.

Многие американские чиновники сказали в интервью The Daily Beast, что пока рано с уверенностью утверждать, что катастрофу вызвала бомба на борту. "Но никто из них не исключает этого варианта, все они признают, что с первого же дня разведка рассматривала, в том числе, версию о бомбе", - пишет газета.

"Сотрудники разведки начинают склоняться в этом направлении", - сказал изданию неназванный американский чиновник, имея в виду версию о бомбе.

Ирвинг пишет: "Примечательно, что собранные на данный момент разведданные, которые вроде бы подкрепляют гипотезу о бомбе, имеют технический характер. Среди них - перехваты переговоров в террористических группировках и данные со спутников о какой-то сильной тепловой вспышке в момент крушения - возможно, от взрыва".

Президент Египта аль-Сиси крайне обеспокоен негативными последствиями крушения для египетской туриндустрии. "Когда звучит пропаганда, что самолет разбился из-за ИГИЛ, это способ пошатнуть стабильность и безопасность Египта", - заявил президент в воскресенье.

В этой связи Ирвинг удивляется, что Египет разрешил британским экспертам провести инспекцию, о которой публично объявлено. Если британцы заподозрили, что в Airbus была подложена бомба, то должны были стремиться к срочной инспекции досмотра багажа, а не только самих пассажиров.

Ирвинг не исключает, что британцы действуют на основе информации, которую получили в среду от самого аль-Сиси, который прибыл в Лондон с визитом, или от членов его делегации.

"Откуда могли взяться такие доказательства и почему британцам позволили сделать на них столь драматический упор, хотя было понятно, что пресса поднимет шумиху?" - вопрошает автор.

На взгляд Ирвинга, версия о теракте пока не стала общепринятой. "Не известны и какие-либо основания, на которые она могла бы опираться", - утверждает автор. Ясно лишь, что самолет внезапно развалился в воздухе и экипаж не успел связаться с диспетчерами.

Ирвинг анализирует неподтвержденные данные, что бортовые самописцы зафиксировали "нехарактерные звуки". По его мнению, это говорит о внезапной структурной поломке, а не о мгновенном взрыве бомбы в салоне или багажном трюме.

Ирвинг полагает: если в самолет действительно подложили бомбу, признаки этого могут быть обнаружены не в бортовых самописцах, а только криминалистами на месте катастрофы. Они ищут следы взрывчатки и устанавливают точное место первоначального взрыва в самолете.

"Вот какие доказательства и какая сильная уверенность могли бы оправдать сделанные заключения", - пишет автор, призывая "не торопиться с выводами на основании заявлений британского оборонного истеблишмента, сделанных устами Даунинг-стрит, 10, а также слов одного-единственного анонимного американского чиновника". "На данный момент подобные доказательства не предоставлены", - заключает журналист.

"Подтверждение того, что самолет сбит бомбой (вероятно, из мести за авиаудары Москвы по объектам ИГИЛ в Сирии), превратит ближневосточный хаос в глазах простых россиян из газетного заголовка о далеких событиях в непосредственную реальность", - считает автор комментария в The Independent Руперт Корнуэлл.

Почти два года российский лидер пользовался невероятной популярностью на волне поднявшегося национализма, однако, если будет доказано, что самолет взорван бомбой, эта аура может развеяться.

"Путин может счесть необходимым нанести еще более жесткий ответный удар по ИГИЛ в Сирии, а также ближе к дому, - пишет Корнуэлл: - некоторые члены террористической организации родом из исламских регионов на юге России - в первую очередь, из Чечни, где сепаратистские и джихадистские группировки до сих пор действуют, несмотря на крутые меры Москвы в ходе чеченских войн 1990-х годов".

ИГИЛ переносит джихад в небо, пишет Маурицио Молинари в итальянской газете La Stampa.

Первый уничтоженный "халифом джихада" гражданский самолет навеял страх, что "Исламское государство" получило в свое распоряжение высокоэффективные мини-заряды Ибрагима аль-Азири, инженера "Аль-Каиды". Спустя 17 месяцев после провозглашения халифата его лидер Абу Бакр аль-Багдади решил использовать воздушный фронт наряду с наземным, чтобы застать врага врасплох. Прежде всего, речь идет о Владимире Путине, организовавшем вторжение в Сирию, поясняет Молинари.

На бумаге ИГИЛ и "Аль-Каида" соперничают, но война в Сирии и недавние призывы Аймана аз-Завахири к единению против США и России и разделу Йемена позволяют предположить, что саудовский террорист, один или со своими учениками, перешел на службу к халифу, говорится в статье. Аль-Азири создал микробомбы, при помощи которых "Аль-Каида" дважды могла совершить разрушительные атаки на самолеты: в 2009 году в ночь на Рождество нигериец-камикадзе не сумел в небе над Детройтом привести в действие устройство, находившееся у него в трусах. На следующий год две микробомбы по 300 г пластида каждая должны были уничтожить два самолета в Йемене и США, но были обнаружены в последнюю минуту, пишет автор.

Микробомбы стали маркой "Аль-Каиды" с тех пор, как Ричард Кольвин Рейд в декабре 2001 года попытался поджечь свои ботинки на рейсе Париж-Майами.

Отсюда и опасения американской разведки и британских спецслужб, что аль-Азири или его ученик, оказавшийся на службе у халифа, применил свое "ноу-хау" для уничтожения российского самолета и его 224 пассажиров на Синае, чтобы отомстить за вмешательство Москвы в Сирии, заключает автор.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru