Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 сентября 2006 г.

Гай Динмор, Наджме Бозоргмер | Financial Times

Иран "принимает вариант создания Палестинского государства" на Ближнем Востоке

Бывший президент Ирана Мохаммад Хатами говорит, что Иран одобряет создание Палестинского государства, "способного существовать бок о бок с Израилем", если избранное правительство во главе с "Хамасом" без принуждения согласится на такой исход.

В интервью Financial Times Хатами, известный своими реформаторскими взглядами, дистанцировался от резких заявлений, сделанных его преемником, фундаменталистом Махмудом Ахмадинежадом, который назвал Холокост мифом и сказал, что палестинцам следует стереть Израиль с карты мира.

Хатами, являющийся мусульманским духовным лицом и самым высокопоставленным иранским политиком, посещавшим США после исламской революции 1979 года, прибыл на 12-дневное турне с лекциями. В выходные он выступил с речью на ежегодной конференции Исламского общества Северной Америки близ Чикаго, где его стоя приветствовали овациями 13 тысяч человек, в основном американские мусульмане.

Критикуя подход администрации Буша к "войне против терроризма", Хатами сказал, что США разжигают конфликт и растравляют враждебные чувства. По поводу ядерной проблемы он повторил тезис об отказе Ирана выполнить требования США и прекратить работы по обогащению урана в качестве предварительного условия для переговоров.

Однако, отвечая на вопрос, может ли Иран принять принцип "два государства для двух народов" в качестве основы для разрешения палестино-израильского конфликта, Хатами занял более примирительную позицию. Хотя теперь он является рядовым гражданином страны, он подчеркнул, что его слова отражают политику Ирана.

"Я думаю, что "Хамас", пришедший к власти в результате демократического процесса, готов сосуществовать с Израилем, если его права будут обеспечены и если с ним будут обращаться как с демократической структурой, с палестинским правительством, и если на "Хамас" не будет больше оказываться давление", - сказал он.

"Разумеется, мы уважаем мнение палестинцев", - добавил он.

Официально провозглашенная политика Ирана заключается в том, что все палестинцы должны решить свою судьбу путем референдума.

Хатами - самый высокопоставленный иранский политик, который одобрил принцип "двух государств для двух народов".

Политика Ирана по отношению к Израилю не изменилась фундаментально после выборов Ахмадинежада, говорит Хатами. Остановившись на роли Верховного лидера, он отметил, что президенты Ирана "вообще не принимают решений о фундаментальной и общей политике", хотя их интерпретация этой политики, тактика и слова могут отличаться.

Хатами говорил о Холокосте как о факте, и сказал, что Ирану нужен "прочный мир" на Ближнем Востоке для евреев, мусульман и христиан.

В восьмой год своего президентства Хатами окончательно проиграл в борьбе с оппозицией сторонников жесткой линии, противостоящей его группе политических реформ. Теперь на международной арене его основная миссия - приостанавливать то, что многие иранцы воспринимают как растущую военную конфронтацию с США, и способствовать диалогу и примирению между основными религиями.

Пока неизвестно, как воспримут его выступление в администрации Буша. Госдепартамент США, предоставив ему визу, пренебрег протестами неоконсерваторов и произраильского лобби с жесткой позицией, однако официальные представители США получили инструкцию, запрещающую им встречаться с Хатами, и покинули конференцию Исламского общества до начала его речи.

Тем не менее, Госдеп произвел впечатление на иранскую делегацию тем, что обеспечил ее очень тщательную охрану. Хатами говорит, что "стена недоверия" между США и Ираном при Буше выросла, предостерегая от опасностей новой ближневосточной войны. "Неправильные оценки в отношении Ирака привели к проблемам для США, Ирака и всего региона. Если подобные ошибки повторятся в отношении Ирана, ущерб от этого для всех будет более значительным, чем в случае Ирака", - сказал он.

Хатами, который на этой неделе продолжит выступления в США речью на конференции "Союз цивилизаций", осудил определение Джорджа Буша, который назвал противников исламскими фашистами.

Потом он поменялся ролями с Западом, обвинив власти этих стран в том, что они искореняют фашизм на национальном уровне, но переносят его на международную арену.

"Сегодня на международной арене мы наблюдаем своего рода фашизм, апартеид, односторонность и определенный тоталитаризм со стороны Запада, в рамках которого происходит группировка стран и их интересов и начинаются войны".

Отвечая на вопрос, не настало ли время принести извинения за задержку в качестве заложников американских дипломатов в течение 444 дней после революции, Хатами повторил, что "сожалеет" о происшедшем.

Он сказал, что признателен тогдашнему президенту Джимми Картеру за приглашение встретиться в Атланте, но сказал, что у него слишком плотный график поездки. Он выразил надежду, что они могли бы поработать совместно позднее над вопросами международного мира и урегулирования - "если для этого будет подготовлена соответствующая почва".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru