Как сообщили вчера вечером ученые, этим летом арктические льды таяли в беспрецедентном темпе и теперь площадь океанических ледовых полей в регионе уменьшилась до рекордно низкого уровня. Специалисты говорят, что буквально потрясены таянием льдов: лишь за прошлую неделю исчезла часть ледового покрова, по площади почти в два раза превышающая Великобританию. Этим летом таяние было столь интенсивным, что Северо-Западный проход вдоль северного побережья Канады теперь полностью судоходен; по словам наблюдателей, к концу сентября может очиститься и Северо-Восточный проход вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Если исчезновение льдов будет продолжаться в том же ускоренном темпе, к 2030 году летом в Арктике вообще не будет льдов.
Марк Серрез, специалист по Арктике из Национального центра США по исследованиям снега при Колорадском университете (Денвер), опубликовавшего эти цифры, отмечает: "Просто поразительно. Таяние как с цепи сорвалось, причем мы до сих пор теряем лед". За 30 лет с тех пор, как начались замеры со спутников, Северный Ледовитый океан к сегодняшнему дню лишился примерно трети своего ледяного покрова. С 2002 года темп таяния резко ускорился.
Серрез говорит: "Если бы пару лет назад меня спросили, когда Арктика лишится всего ледяного покрова, я сказал бы: "В 2100-м, может быть, в 2070-м". Но теперь я считаю, что 2030-й - вполне вероятная дата. Похоже, на нашей памяти - а тем более на памяти наших детей - Арктика коренным образом изменится".
Согласно новым данным, площадь океанических льдов ныне уменьшилась до 4,4 млн квадратных километров (1,7 млн квадратных миль) и продолжает сокращаться. Предыдущий рекордно низкий показатель, зафиксированный в сентябре 2005 года, составлял 5,3 млн квадратных километров. С 1979 по 2000 годы площадь ледового покрова составляла в среднем 7,7 млн квадратных километров. Ежегодный минимум площади океанических льдов обычно приходится на конец сентября, когда в Арктику приходит морозная зима.
В это время океанические льды вновь начинают образовываться и держатся всю зиму. Но, по словам Серреза, в этом году процесс осложнится. "Этим летом мы имели всю эту открытую воду: в океан поступало дополнительное тепло. А значит, восстановление льдов пойдет гораздо труднее. То, что мы наблюдали в нынешнем году, обещает нам дальнейшее ухудшение ситуации в будущем". Последние два года кряду уже наблюдалось, что зимние льды не восполняют потерь от ускоренного летнего таяния.
На сокращение площади океанических льдов могут влиять изменения в направлении постоянных ветров и циркуляции воды в океане, но Серрез возлагает главную вину на глобальное потепление, спровоцированное человеком: "Правила игры начинают меняться - а меняет их приток парниковых газов. В этом году череда рекордных минимумов увенчалась новым, сенсационным рекордом - значит, что-то сдвинулось".
Резкое таяние - очередная дурная новость для фауны региона, которая для поддержания жизни зависит от океанических льдов, - например, для белых медведей. Эти животные кормятся на прибрежных льдинах, а поскольку летние льды отступают все дальше на север, им приходится совершать все более далекие заплывы, охотясь на тюленей. В некоторых колониях белых медведей уже наблюдаются симптомы недоедания, и биологи отмечают, что в ближайшие десятилетия популяция может резко сократиться, хотя до полного вымирания дело, возможно, не дойдет.
Вчерашнее сообщение ученых также усилит интерес политиков к Арктике. В данный момент несколько стран борются за права на освоение месторождений нефти и газа, которые, как считается, залегают под дном океана, а в случае отступления ледяного покрова его воды станут доступнее для судов. В августе Россия предъявила права на громадную территорию в районе Северного полюса, а Дания и Канада готовят сходные заявки, опирающиеся на доказательства того, что подводный горный хребет, пересекающий регион, является продолжением континентального шельфа той или иной страны.