Больше чем обычный шоколад: в Мюнхенском музее борются за серьезное отношение к пасхальному зайцу
Вот он. На магазинной полке, рядом с куклой Лолли и резиновыми медвежатами. Бок о бок со своими многочисленными друзьями. Он смело поднимает вверх свои длинные уши. На шее у него маленький бант или колокольчик. У него большие широко раскрытые глаза и круглый животик. Он такой сладкий. И шоколад, из которого он сделан, тоже сладкий. Поэтому мы сдираем с него шкурку из алюминиевой фольги и съедаем его. Вот так. Это Пасха.
Пасхальный заяц: неужели он существует только для того, чтобы мы могли полакомиться его шоколадной фигуркой? "Нет", - полагает Хермине Кракау. Она хочет вернуть пасхальному зайцу утраченную честь. Поэтому любовь к зайцу она сделала своей профессией. Хермине Кракау работает в Мюнхенском музее пасхальных зайцев. В его экспозиции представлен жизненный путь этого забавного животного. У входа висит свидетельство от Книги рекордов Гиннеса за 1992 год: музей пасхальных зайцев - это первая в мире и самая большая подобная экспозиция, написано в нем.
Все началось с пасхального яйца. Обычай дарить яйца исходит от греков и германцев. Яйцо считалось символом живого начала, силы и плодородия. "Поскольку пасхальные яйца считались волшебными, то и несли их не куры, а другие животные", - объясняет Хермине Кракау. Но кто, если не заяц, весьма плодовитое животное, годится на роль поставщика яиц? Однако были и другие. До XVII века в различных регионах Европы яйца приносили также аисты, лисицы и даже кукушки. И все же заяц победил, "наверное, потому, что он самый забавный из всех", - считает Хермине Кракау.
Так началось восхождение пасхального зайца. Сначала его делали из папье-маше, внутри он был пустым, а голова легко отделялась от туловища. "До начала XIX века дети к Пасхе всегда получали одинаковых зайцев. Снявши с них голову, они находили внутри сахарное яйцо", - рассказывает Хермине Кракау. В XIX веке популярное животное стали делать и из других материалов: из воска, жести, глины, фарфора, плюша или дерева. "Шоколадный заяц появился только в 20-х годах ХХ века", - утверждает Кракау.
Поклонниками пасхального зайца были и остаются не только дети. Родители тоже пытались взять зайца в сообщники. Он был призван заполнить воспитательный вакуум. Заяц должен был быть примером. Это подтверждают многочисленные книги и большая заячья школа 1900 года, которые можно увидеть в Мюнхенском музее пасхальных зайцев.
Падение пасхального зайца началось в нацистской Германии. Изображение невинного зайца появилось на фашистской форме, на почтовых открытках он стоял рядом с пушками и, поднимая лапу в нацистском приветствии, передавал пасхальный привет с фронта. "Наша экспозиция - это еще и мемориал", - говорит Хермине Кракау.
Со времен Второй мировой войны пасхальный заяц бывает только плюшевым и шоколадным. "Причина в том, что практически сразу после Рождества магазинные полки переполнились пасхальными зайцами. Дети ими уже пресытились и больше не проявляют к зайцу никакого интереса", - возмущается Кракау. Жаль, ведь раньше дети были очарованы пасхальным зайцем, добавляет она.
При помощи экспозиции, насчитывающей более двух тысяч зайцев, Хермине Кракау хочет вернуть пасхальному зайцу хотя бы часть той популярности, которая была у него в прошлом. Она уверена: "Наша экспозиция важна. Для того чтобы магазинная полка не стала для пасхального зайца его последним пристанищем".