Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 апреля 2004 г.

Андерс Аслунд | International Herald Tribune

Киотский протокол - билет в Европу для России

Переговоры о вступлении в ВТО

Через одиннадцать лет после того, как Россия подала заявку на членство в ВТО, основная проблема - ЕС, а главная тема обсуждений - российский природный газ. Ключом к заключению договора для России стала бы ратификация ею Киотского протокола. Главная претензия ЕС заключается в том, что внутренние цены на природный газ в России составляют всего четверть от экспортной цены, по которой газ поставляется в Европу.

Кроме того, ЕС требует отмены государственного контроля в газовом секторе России, подразумевающий, что третья сторона будет иметь доступ к российским газопроводам. Притом что значение разгосударствления в целом положительное, требования ЕС не имеют под собой твердой почвы. Россия заявляет, что они выходят за рамки правил вступления в ВТО. Более того, разгосударствление газового рынка не произошло еще на территории ЕС, а высокие цены на газ частично связаны с неэффективностью работы внутренних монополий.

К тому же российские цены на нефть так низки не за счет субсидий, а из-за обилия и, следовательно, дешевизны энергетических ресурсов. На самом деле в мире не может быть унифицированных цен на природный газ, так как его транспортировка стоит очень дорого и цены колеблются в зависимости от инвестиций в трубопроводы.

Различные цены на газ, так же как и на трубопроводы и железнодорожное обслуживание, являются международным стандартом, поскольку альтернативных путей использования этого топлива часто нет. Единственный способ хранения газа - превращение его в сжиженный газ, а это весьма дорогостоящий процесс.

Президент Владимир Путин совершенно прав, когда говорит, что Россия обладает естественными сравнительными преимуществами за счет низкой стоимости энергетических ресурсов. Точно так же в Норвегии очень низки цены на электричество благодаря дешевой гидроэлектроэнергии.

Тем не менее вполне справедливы требования ЕС, чтобы внутренние цены на газ в России полностью покрывали затраты, что подразумевает некоторый их рост. Разумным компромиссом было бы, если бы Россия выразила твердое намерение ежегодно поднимать внутренние цены на газ на 20% в течение 5-6 лет. Подобные обязательства вполне стандартны при приеме в ВТО.

ЕС также мог бы потребовать прозрачности тарифов на транспортировку газа, возможно, с дифференцированием по разным отраслям добычи газа и его транспортировки - но не более.

Для ЕС это было бы значительной уступкой. Но в противном случае Россия может вообще предпочесть остаться за пределами ВТО. Вопрос в том, как России убедить ЕС пойти на эти уступки.

Киотский протокол об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов до 2012 года - это очень важная карта для России. Позиция России в Киотском протоколе - ключевая. Без ратификации со стороны России протокол не вступит в силу. В то же время ратификация ничего не будет стоить России, поскольку Киотский протокол требует ограничения выбросов до уровня 1990 года, когда выбросы советской промышленности были вдвое больше, чем сегодня. Таким образом, "продав" квоты, Россия может выиграть на этом миллиарды долларов.

Основная задача, которую ставит перед собой Путин, - экономический рост России, и российское правительство с подозрением относится к ограничениям по экологическим соображениям, способным сдерживать этот рост. Но в случае Киотскиого протокола России нечего опасаться. Экологическое лоббирование в России находится на очень низком уровне. Там проблема глобального потепления не ощущается так остро, как проблемы ядерного и химического загрязнения.

Для Путина вопрос ратификации Киотского протокола - это скорее вопрос внешней политики. Намерен ли он оказать услугу США и ЕС? В настоящий момент Соединенные Штаты едва ли могут что-то предложить взамен, а вот чтобы убедить ЕС допустить Россию в ВТО, она должна чем-то поступиться.

Было бы естественно, если бы Путин заявил Еврокомиссии, курирующей вопрос вступления в ВТО, об обязательствах России повысить цены на газ и о намерении ратифицировать Киотский протокол, взамен на что ЕС дал бы согласие на принятие России в ВТО. Откладывать принятие такого решения неразумно.

Представители Еврокомиссии во главе с ее председателем Романо Проди планируют встретиться в Москве с Путиным 22 апреля, а 21 мая в Москве пройдет саммит ЕС-Россия. Достигнув к этому времени соглашения, Россия могла бы стать членом ВТО уже в этом году. Киотский протокол вступил бы в силу, а Россия наконец действительно интегрировалась в Европу.

Андерс Аслунд - эксперт по вопросам России и Евразии в международном центре Карнеги.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru