Ирак выходит из-под контроля как с политической, так и с военной точки зрения. В стране идет внутренняя война. Это заставляет резко пересмотреть мотивировку присутствия итальянских солдат в Ираке либо их возвращения на родину.
Мы становимся свидетелями попыток заблокировать переход к демократии агрессивными группами и террористами, которых нужно остановить и изолировать, говорят американские пресс-секретари.
Шиитское восстание опровергает мнение о зарождении гражданского и политического общества, которое, как считалось, хоть и с трудом, но готовилось принять перемены. Наоборот, становится все более очевидной угроза внутренней войны, целью которой является изгнание всех иностранцев и уничтожение "коллаборационистов".
Внутренняя борьба между религиозными группами и война с оккупантами переплетаются, усиливая друг друга, и ударяют по всем западным странам.
Такое переплетение подвергает опасности тех, кто заявляет о своей готовности выполнять в послевоенном Ираке миротворческие функции. Но оно не жалеет и пацифистов, которые выступают за замену войск на чисто гуманитарные миссии под флагом ООН.
В самом деле, смысл требований, которые выдвигают поднявшие восстание шииты и противоборствующие иракские вооруженные группировки, таков: "Чужеземцы, убирайтесь. Мы сами сведем счеты друг с другом, пусть даже с кровью". Это относится и к ООН.
Сейчас бесполезно повторять обвинения в адрес бушевской Америки, которая привела к такой ситуации. Спросим, что может сделать тот, кто в Италии - после того как безрезультатно предупреждал о последствиях войны - не требует немедленного и безусловного возвращения домой наших солдат, но требует настоящего волевого политического решения.
Теракты в Мадриде, сплотившие всю Европу и породившие новые совместные планы по борьбе с терроризмом, одновременно обострили некоторые вопросы по Ираку. Как соотносится насилие в Ираке и настоящий международный терроризм? Какова связь между Насирией и Мадридом?
Трудно задавать такие вопросы, но это необходимо в условиях, когда все повторяют, что мы, мол, в Ираке для того, чтобы бороться с терроризмом, в то время как главной проблемой стал общественный порядок. Из деградации и разрухи рождается, в числе прочего, и терроризм.
Итальянское правительство застряло на тех позициях, которые оно заняло раньше, в иных условиях. Эти позиции больше не соответствуют реальности. От оппозиции развитие событий тоже требует серьезно пересмотреть свои предложения и стратегию, а не уходить от ответственности.