Песах - еврейская Пасха, ею вдохновились христиане, решившие именно в этот период праздновать праздник воскресения. Однако еврейская пасха - это праздник свободы.
Вместе с праздником появились и многочисленные вопросы: такова еврейская традиция, такова их реальность, полная вопросов. Люди собрались у домашнего очага, в кругу друзей, дома, в гостиницах, в официальных заведениях. Чтобы вместе поесть "скорбного хлеба", мацы, чтобы вспомнить, что когда-то евреи покинули Египет, оставив в прошлом рабство, и Красное море расступилось перед ними.
"Но чем отличается этот вечер от всех остальных?", - такой вопрос содержится в древнем тексте. Два года назад в Парк-Отеле в Нетании был совершен крупный теракт, десятки людей погибли, это послужило поводом для начала операции "Защитная стена". В этом году, после ликвидации шейха Ясина, десятки тысяч полицейских и солдат - в их числе и молодые люди, заканчивающие курсы военной подготовки, - пытаются предотвратить 80 инцидентов, о которых предупредила разведка.
"Но вы развлекайтесь, празднуйте Песах", - снова и снова повторяют представители властей. И молодежь прогуливается. Идет на ужин, переезжает от одного блокпоста к другому. На пропускных пунктах бдительная охрана, одежда и сумки просвечиваются рентгеновскими лучами. По радио министр внутренних дел Шауль Мофаз читает письма солдат и адресует мамам и невестам песни, призывает их стойко переживать трудности.
По другому каналу начальник ГШ Шауль Яалон отвечает в прямом эфире на всевозможные вопросы: когда будет сокращен срок службы резервистов? Пока об этом рано говорить, отвечает он, перечисляя множество аргументов. Отказники? И такое случается, но ни один солдат не может думать о том, чтобы проводить собственную политику в стране, где правительство избрано путем выборов.
Если повнимательнее оглядеться, то, несмотря на то, что в супермаркетах и других торговых центрах совершается огромное число покупок, явственно видны признаки бедности, причиной которой стали три года интифады. Газеты говорят о первых успехах и переменах, произошедших после того, как министром экономики стал Нетаньяху.
В супермаркетах покупатели оставляют масло, печенье, торты, они их складывают в специальные контейнеры. Эти продукты предназначаются для помощи бедным. Благотворительные организации распределяют пакеты в предметами первой необходимости в соответствии с установленной очередностью: один из добровольных помощников называет, например, номер 935, если он не отвечает, то пакет передается следующему по списку.
По дорогам разъезжают грузовики, доставляющие старикам картофель, мацу, цыплят, связки бананов. Большая машина солидарности начала вчера развозить продукты больным, раненым, недееспособным, в больницы, в убежища по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, в заведения, где находятся больные, пострадавшие от терактов, организуются ужины, чтобы они могли побыть вместе с родственниками.
По радио звучит вопрос, обращенный к иммигрантам из Африки или далекого Востока: "Мы сегодня будем читать священные писания, - говорит журналист, - "мы были рабами в Египте: и сегодня мы свободны". А вам, нашим гостям, как у нас живется?" Иммигранты, как и в любой другой стране, жалуются и протестуют. Журналист переживает. Шарон выступил с обращением к правым: началась его кампания по уходу из сектора Газа, он пытается заручиться поддержкой поселенцев, он просит следовать за ним, и получает поддержку, как ни странно со стороны левых.
На праздничный ужин в Иерусалиме в отель "Оливковое дерево" прибудут 80 гостей. Это, в основном, жертвы терактов. Будут и те, кому посчастливилось уцелеть в Парк-отеле: на седер приглашена девушка, которая не знала, с кем провести тот вечер и взяла с собой родителей.
Этот пасхальный седер будет отличаться от обычного: будет абсолютно весенняя Хаггада, со стихами Милана Кундера и Мартина Лютера Кинга, будет Хаггада скорби по тем, кого уже нет, будет Хаггада, посвященная солдатам, в которой говорится о том, что они далеко от дома, переживают тяготы и лишения.
В некоторых киббуцах будет прочитана самая символичная среди всех вариантов Хаггада, та, что написана в 1949 году, в год основания еврейского государства, в которой задается вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей? В другие ночи, пока мы не пришли в эту страну, мы подчинялись чужым враждебным законам: а теперь мы в своей стране, где мы возделываем землю и заставляем цвести пустыни".