Из Москвы поступают сообщения о том, что последний независимый российский источник информации, газета "Коммерсант", может быть куплена газовым гигантом "Газпром". Это печальные новости для тех приверженцев российской демократии, которые понимают, что даже жалкие остатки свободной прессы, которая некогда цвела в России буйным цветом, были важным противовесом растущей власти Кремля.
Сейчас звучит все меньше голосов, осмеливающихся критиковать администрацию президента Владимира Путина или уделять серьезное внимание политической оппозиции. Два таких независимых голоса в СМИ, газета "Известия" и радиостанция "Эхо Москвы", уже в основном принадлежат "Газпрому". Другие главные бастионы свободной прессы в западном стиле - небольшая, но влиятельная московская "Независимая газета" и веб-сайт gazeta.ru.
Превосходные журналисты и качественная журналистика по-прежнему существуют в России. Однако они работают в обстановке стремительно ухудшающегося климата, на фоне того, как благодаря высоким ценам на нефть Кремль наслаждается неожиданным притоком денег, что способствует сохранения высоких рейтингов Путина. Согласно недавним опросам общественного мнения в России, его рейтинг составляет порядка 68%.
Сейчас у Путина есть достаточно ресурсов, уверенности в себе и рычагов международного влияния, чтобы утвердить власть Кремля внутри страны и вновь начать выступать на мировой арене в роли великой державы.
Само по себе это неплохо, как и то, с какой твердостью и однозначностью администрация Путина отстаивает свои взгляды на национальные интересы России. Собственно, это одна из причин его стабильно высокой популярности.
Допустим, последнее решение России поставлять современные самолеты Мьянме может расстроить некоторых правозащитников, стремящихся поддержать международные усилия по изоляции этого отталкивающего режима, но Россия не нарушает этим шагом никаких международных законов. Последняя продажа Россией боевых вертолетов в Венесуэлу (которая в скором времени ждет новых поставок боевой авиации) может вывести из себя США и вызвать в Латинской Америке дорогостоящую и бессмысленную гонку вооружений, но Россия вправе торговать одним из немногих изделий своей промышленности, которые ценятся на мировом рынке.
Что касается политической эксплуатации Россией энергетических ресурсов, это, конечно, суровый способ напомнить бывшим советским республикам Украине и Грузии о разнице между номинальным суверенитетом и реальной энергетической зависимостью, но и тут Россия не нарушает норм международного права.
Россия, насколько нам известно, не нарушила никаких международных законов и тогда, когда приняла решение достраивать иранский ядерный реактор в Бушере. Даже если за испытаниями иранских ракет с разделяющимися боеголовками и высокоскоростных торпед, подозрительно похожих на российские "Шквалы", стоят российские технологии, Россия, тем не менее, имеет право продавать оружие в любую страну, на которую не наложено эмбарго ООН на поставку вооружений.
Ведет ли себя Россия как отщепенец в международном сообществе? В юридическом смысле это не так, но речь не столько об этом. Вопрос в том, считает ли по-прежнему Джордж Буш, что может заглянуть в душу Путина и найти там достойного и искреннего человека.
Нет сомнений в том, что Путин - искренний патриот России, и администрация Буша это принимает. Но тот ли он стратегический партнер, которого, как полагал Буш, он нашел при первой встрече двух президентов в Любляне в 2001 году и который оказал такую поддержку Америке после терактов 11 сентября?
Сенатор Джон Маккейн, который сейчас стремится стать главным кандидатом от Республиканской партии, чтобы в 2009 году сменить в Белом доме Буша, так не считает. Он предлагает Бушу и другим лидерам демократических стран бойкотировать саммит "большой восьмерки", председательствовать на котором в этом году впервые будет Россия. Россия поддерживает последнего диктатора Европы в Белоруссии, указывает Маккейн, и занимает двусмысленную позицию в связи с давлением международного сообщества на Иран с целью ограничить его ядерные амбиции.
"Я думаю, мы должны на это как-то отреагировать, - заявил Маккейн в воскресенье в программе Meet the Press канала NBC-TV. - Сегодня проблески демократии в России все слабее, поэтому я бы не церемонился".
Буш оказался в неловком положении, и в течение трех месяцев, оставшихся до начала саммита, ему предстоит еще не раз отвечать на сложные вопросы о взаимоотношениях с Путиным. Однако весьма маловероятно, чтобы он уклонился от участия в мероприятии.
"Я не хочу ставить на России крест", - сказал Буш на прошлой неделе.
Практически все остальные лидеры стран "восьмерки" - Тони Блэр из Великобритании, Стивен Харпер из Канады, Дзюнъитиро Коидзуми из Японии; Ангела Меркель из Германии, Жак Ширак из Франции, а также победитель предстоящих в это воскресенье выборов в Италии - вероятно, с ним согласятся. Надо полагать, что и Европа, и Япония будут сейчас исключительно тактичны с Россией, учитывая их насущную потребность в российских энергоносителях.
Однако следующая встреча G8 будет довольно странным событием. Повод для гордости и, вероятно, даже некоторого бахвальства для Путина - и весьма неловкая ситуация в глазах общественности для остальных. Гости будут выглядеть словно родственники, собравшиеся у богатого, но крайне неприятного дядюшки, больного серьезной, возможно неизлечимой болезнью, которого они изо всех сил стараются ненароком не обидеть. Едва ли это подходящая обстановка для свободной и открытой дискуссии между мировыми лидерами, которую саммиты G8, собственно, призваны обеспечивать.
На саммите будут также тысячи журналистов со всего мира, причем в основном из стран первоначально существовавшей "большой семерки", где свободой прессы все еще дорожат. Они вряд ли будут освещать личность Путина в том ключе, который привычно гарантируют ему ручные российские СМИ.
Разумеется, не исключено, что они переймут мягкий стиль критики администрации Путина, который до сих пор характеризует "газпромовские" СМИ. Это такая разновидность критики, которую одобряет само государство. Здесь можно проследить определенную тенденцию. Жалкое положение практически вымерших оппозиционных партий России уже породило мнение о том, что Кремлю имеет смысл собственными силами поддерживать какую-то жизнь в политической оппозиции, хотя бы для вида.
В результате представители международных СМИ на саммите могут оказаться в некоем фантастическом мире, наподобие созданного князем Потемкиным, фаворитом Екатерины Великой, для своей царицы. Чтобы угодить близорукой императрице, Потемкин выстроил фальшивые деревни на берегах реки, по которой плыла царица, и выставил там крепостных, которым приказал изображать довольство и радость.
На июньской встрече G8 журналисты могут попасть в такую же "потемкинскую деревню", где они будут писать о "потемкинской" оппозиции со слов "потемкинской" российской прессы, которая публикует "потемкинскую" критику на президента Путина. А вот он как раз весьма реален, и рейтинги популярности у него, наверное, выше, чем у любого из будущих гостей саммита. И впрямь, в России правда может быть куда диковиннее любого вымысла.