В ЕС появились государства, не согласные с дальнейшим разделом Сербии
В прошлом расстановка сил на Балканах казалась совершенно ясной: в 1992 году все члены Евросоюза последовательно присоединились к антиюгославскому и антисербскому курсу правительства Коля и Геншера и признали отделение Хорватии, Словении, а также Боснии и Герцеговины от Югославии соответствующим международному праву. В 1995 году - а не в 1999, как многие думают - дело дошло до первой военной операции НАТО: в течение 14 дней самолеты Североатлантического альянса при участии немецких "Торнадо" обстреливали позиции боснийских сербов. Четырьмя годами позже, весной 1999 года, более 11 недель воздушным бомбардировкам подвергались Белград, Нови-Сад, Ниш и Приштина - это была очередная военная акция НАТО. Однако во всех этих конфликтах из европейских стран на стороне сербов была только Россия, но и она вела себя нерешительно.
Сейчас, в 2007 году, незадолго до Пасхи, события начали развиваться неожиданно. Впервые за 16 лет в балканской политике западных держав проявились открытые противоречия. На заседании министров иностранных дел ЕС в Бремене представители как минимум шести членов Евросоюза набрались мужества и не согласились с планом отделения Косово от Сербии, предложенным Ахтисаари. Это были Греция, Кипр, Испания, Италия, Румыния и Словакия. Согласно представлениям спецуполномоченного ООН по Косово финна Марти Ахтисаари, в будущем спорная территория должна представлять собой нечто вроде протектората ЕС, первого в своем роде: формально самостоятельное государство должно управляться губернатором, который в любое время по собственному усмотрению сможет контролировать местное правительство. C этой целью в его распоряжении будут находиться полторы тысячи полицейских и чиновников - дополнительно к уже расквартированным там 16 тысячам солдат НАТО так называемых миротворческих сил для Косово (KFOR), вывод которых не предусматривается.
Страны ЕС, сказавшие "нет", в своей аргументации, как и Россия, ссылаются по преимуществу на международное право: отделение Косово - это опасный прецедент, говорят они. Впервые независимость должна получить не бывшая союзная республика, как это происходило в начале 90-х годов при образовании новых государств, возникших на территории обанкротившихся СССР или Югославии, а административная единица второго порядка. Ссылаясь на прецедент Косово, самостоятельность смогут в дальнейшем приобрести не только Абхазия (в настоящее время - территория Грузии) и Приднестровье (в настоящее время - территория Молдавии), но и такие регионы ЕС, где проживают национальные меньшинства, как Корсика или Страна Басков. Последним объясняется сопротивление Испании - к большой досаде Хавьера Соланы, который в этом вопросе не разделяет позицию правительства в Мадриде.
Борис Зала, председатель комитета по внешней политике Национального совета Словакии и член социал-демократической партии "Смер" премьера Фицо, беспокоится даже о целостности своего государства. Так, венгерское меньшинство, в котором "всегда существовала тенденция к сепаратизму", может взять за образец модель Косово и попытаться создать собственное государство на юге Словакии. Страх перед мадьярским мятежом обусловил также возражения Бухареста.
После неудачи переговоров между Сербией и косовскими албанцами в Вене, которые продолжались более года, на этой неделе план Ахтисаари стал предметом обсуждения в Совете Безопасности ООН. Российский президент неоднократно заявлял, что при голосовании по этому вопросу Россия воспользуется своим правом вето. Вместе с тем в силе остается резолюция ООН за номером 1244, которая была принята по окончании военных действий 1999 года, где зафиксирована принадлежность провинции к Югославии, теперешней Сербии. Многие опасаются, что в ответ на это правительство и парламент в Приштине провозгласят независимость без одобрения ООН, и новое государство в одностороннем порядке признают США и их ближайшие союзники. Депутат бундестага от СвДП Райнер Штиннер указывал на возможные последствия уже в середине декабря 2006 года: "Одностороннее провозглашение независимости косоварами будет означать очевидный крах резолюции ООН за номером 1244. Против этого, собственно, и должен выступить KFOR, взяв, например, под арест ведущих политиков Косово. Однако одновременно свою лепту в крах этой резолюции также внесут государства, которые признают Косово. И поскольку среди них, возможно, будут те, чьи воинские формирования составляют KFOR, то миротворческие силы для Косово как фактор сдерживания окажутся расколотыми".
Готовы ли США при определенных обстоятельствах расколоть KFOR и тем самым также НАТО и ЕС? Очевидно, Вашингтону, как в 2003 году в случае войны в Ираке, достаточно "коалиции согласных". Любопытный вопрос, войдет ли на этот раз в нее Германия.