Заявление об отставке исландского премьер-министра Сигмундура Давида Гуннлёйгссона больше напоминает низкопробный политический маневр, чем искренний акт раскаяния, пишет Le Monde. Вынужденный покинуть свой пост вследствие "панамских разоблачений" и последовавших массовых выступлений с требованием его отставки, Гуннлёйгссон сопротивлялся до последнего и в конечном итоге так и не согласился полностью выйти из игры, подчеркивает корреспондент Жан-Батист Шастан. "Условия его отставки поднимают серьезные вопросы относительно истинных намерений исландских правых", - отмечает издание.
Скрываясь от прессы, Гуннлёйгссон попросил своего приближенного, вице-президента его партии и министра рыбного и сельского хозяйства Сигурдура Инги Йоханнссона предложить исландцам дерзкую сделку: Йоханнссон назначается премьер-министром, а Гуннлёйгссон вновь становится депутатом и возвращается на пост главы партии. "Таким образом, лидер националистического толка, обличитель международных кредиторов, уходящий премьер-министр, хорошо обеспеченный офшорными счетами, останется в самом центре власти", - делает вывод издание.
Чтобы вступить в силу, этот план еще должен быть одобрен союзниками по правящей коалиции, консервативной Партией независимости, лидер которой, министр финансов Бьярни Бенедиктссон, заявил журналистам, что одобряет его. Как отмечает издание, Бенедиктссон тоже значится в "панамских документах" в качестве владельца офшорной компании на Сейшелах, со счета которой финансировалась покупка квартиры в Дубае. Он, как и министр внутренних дел и вице-президент его партии, тоже фигурирующая в "панамских документах", отказался уходить в отставку.
В ожидании, пока все исландские клиенты бюро Mosseck Fonseca договорятся, Гуннлёйгссон формально не ушел в отставку и не выступил с объяснениями, пишет газета. Если эта "игра в стулья" сработает, двум правящим партиям удастся избежать своего главного кошмара - новых выборов в ситуации, когда левая оппозиция выступает фаворитом в опросах общественного мнения.