Журнал Foreign Policy публикует две статьи о влиянии панк-рока на политическую обстановку. Поводом послужил процесс над участницами Pussy Riot в России.
"Снова сделать панк опасным" - так озаглавлена статья старшего обозревателя интернет-журнала Wired.com Спенсера Акермена ("в прошлом барабанщик нескольких панк-групп, о которых никто на свете не слыхал", говорится в издании).
По мнению автора, участницы Pussy Riot уже "выиграли фарсовый судебный процесс в Москве". С каждым днем, пока разбирательство продолжается, они "привлекают внимание мира к параноидальным репрессиям в путинской России". Pussy Riot поставили Путина перед дилеммой: либо вынести обвинительный приговор, что укрепит статус девушек как "мучениц идеи", либо признать, что судебное преследование с самого начала было ошибкой.
Pussy Riot, еще три месяца назад безвестные, превратились в международный феномен. "Если заглянуть в историю предыдущих геополитических достижений панк-рока, окажется, что группа Pussy Riot уже превзошла их и, возможно, обеспечила панк-року будущее в качестве глобальной силы, отстаивающей справедливость и свободу", - полагает автор.
Общая тема - сопротивление произволу и жестокости глобальной власти - звучала у панк-музыкантов, работавших в самых разных странах и субжанрах, вспоминает автор. Но осязаемых геополитических результатов обычно не было. Обозреватель находит только один конкретный пример. В 1983 году британская группа Crass также устроила розыгрыш в духе Pussy Riot - распространила "как бы" аудиозапись разговора Тэтчер и Рейгана, подтверждавшую худшие опасения левых активистов. Госдепартамент и ЦРУ заявили, что запись подделана КГБ в целях дезинформации. Тот факт, что сегодня эта история забыта, - печальная констатация невеликой геополитической важности панк-рока. Панк-рокеры доныне бичуют войну и несправедливость, но, как и большинство других творческих людей, оказывают мизерное геополитическое влияние.
"Вероятно, Pussy Riot не переломят этой тенденции", - пишет автор, поясняя, что панк-рок остается преимущественно западным феноменом и, соответственно, большинство музыкантов этого жанра живет не в авторитарных странах.
Но именно панки в состоянии осознать весь потенциал Pussy Riot, считает автор. Экс-барабанщица известной панк-группы Bikini Kill, Тоби Вейл, недавно написала о Pussy Riot: они "создали метод протеста, который можно применять где угодно в мире. Путин может посадить в тюрьму отдельных членов коллектива, но как он может помешать потенциальному притоку новых членов или распространению движения за пределы России?"
"Эти три женщины не просто пристыдили Путина и вынесли обвинительный вердикт его гангстеризму, но и воскресили устремления глобальной культуры протеста", - заключает автор, подразумевая участниц Pussy Riot.
В отдельной статье журнал публикует список "музыкантов, которые атаковали правительства своих стран и вошли в историю", озаглавленный "Ты говоришь, что жаждешь революции". Путин правильно сделал, что призвал суд обойтись с участницами Pussy Riot мягко, замечает журналист Чарльз Хоменс: "В истории ассиметричных конфликтов между провокативными музыкантами и репрессивными режимами диктаторы редко смеются последними".
1) В 1968 году, во времена диктатуры в Бразилии, коллектив музыкантов под руководством Каэтану Велозу и Жильберту Жиля выпустил альбом-манифест Tropicália - вызов не только правительству, но и националистам из всех политических лагерей, не терпевшим иностранного влияния на традиционную бразильскую музыку. Велозу и Жиль были арестованы, а затем эмигрировали. Спустя много лет президент Лула да Сильва назначил Жиля министром культуры.
2) Группа Plastic People of the Universe (Чехословакия) играла экспериментальный рок. В 1976 году ее членов признали виновными в "организованном нарушении спокойствия" и приговорили к тюремному заключению. Этот суд стал толчком для продемократического движения, в том числе для знаменитого обращения "Хартия 77" - первого шага к "бархатной революции".
3) Нигериец Фела Аникулапо Кути, основоположник стиля "афробит", всю жизнь бичевал западный колониализм, коррупцию и военный режим в Нигерии.
4) Южноафриканец Хью Мазекела во второй половине 1980-х стал одним из самых ярых критиков апартеида среди музыкантов, исполнял песни протеста.
5) Музыка молодого тунисского рэпера El Général (Хамады Бен Амора) стала "саундтреком молодой "арабской весны", по выражению автора.