Во время посещения Украины в прошлом месяце Владимир Путин сказал, что исторические связи между двумя странами сегодня значат столько же, сколько и в прошлом, пишет The New York Times.
Наши предки "веками жили вместе, трудились и защищали общее Отечество, сделали его могучим, великим и непобедимым", заявил Путин, выступая перед российскими и украинскими военно-морскими силами в Севастополе. "Наши кровные и духовные узы неразрывны".
Он высказался в пользу интеграции вооруженных сил двух стран. Президент Украины Виктор Янукович, в свою очередь, сказал, что есть возможности для сотрудничества в сфере модернизации вооруженных сил.
"Высказывания Путина отражают все более отчаянные попытки завлечь Украину в Единое экономическое пространство России, экономический блок, в который уже вступили Белоруссия и Казахстан и который Россия использует, чтобы консолидировать свое влияние в регионе", - отмечает автор статьи Джуди Демпси, главный редактор проекта Strategic Europe Европейского центра Карнеги.
"Эти попытки происходят на фоне интенсивной конкуренции между Россией и Европейским союзом за влияние в Восточной Европе, включая Белоруссию и Украину, а также в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане", - продолжает автор.
Эти страны принадлежат Восточному партнерству Евросоюза, цель которого состоит в их интеграции в блок путем демократизации и рыночной экономики. В обмен Евросоюз расширит торговлю, либерализует визовую систему и предоставит финансовую помощь.
Однако Россия противостоит сближению этих стран с Евросоюзом. "Москва явно опасается потерять влияние в этом регионе. Но так ли Восточное партнерство сильно, чтобы противостоять притяжению Кремля?" - сказал Эугениуш Смоляр, региональный эксперт Польского института международных дел в Варшаве.
На данный момент информация Восточного партнерства по политической и экономической либерализации носит смешанный характер. По сведениям Economist Intelligence Unit, Молдавия, Грузия, Украина, Армения - частично демократические государства, в то время как Белоруссия и Азербайджан - авторитарные.
"Восточное партнерство оказалось преимущественно бюрократическим инструментом ограниченной политической значимости, - признает в новом докладе Рафаль Садовски, специалист по Восточному партнерству Центра восточных исследований в Варшаве. - Это показывает пределы возможностей ЕС влиять на своих восточных соседей".