"Обиду на ФБР всегда нелегко претворить в реальные действия, особенно человеку, который плохо знаком с судебной системой США", - замечает корреспондент журнала Time Саймон Шустер. И все же Абдулбаки Тодашев, чиновник из Чечни, в понедельник прибыл в США. Он полагает: смерть его сына Ибрагима наступила в результате противоправных действий.
Шустер считает, что судебный процесс маловероятен: "Тодашев не говорит по-английски, не в силах оплатить услуги адвоката, приехал по туристической визе". Но все же ему помогают две правозащитные организации, в том числе Американский союз гражданских свобод (ACLU). Кроме того, скорбящий отец родом из региона, где сильна традиция кровной мести.
Ибрагим Тодашев был застрелен в своей квартире, когда сотрудники ФБР и полиции допрашивали его в связи со взрывами на Бостонском марафоне, напоминает издание. Обстоятельства его гибели до сих пор не объяснены.
Тодашев-старший опирается на фотографии, которые считает уликами. Но, на взгляд автора, снимки ставят больше вопросов, чем дают ответов. Факт тот, что отец показал журналистам фото трупа Ибрагима. "На снимке его темени крупным планом, как кажется, видны два пулевых отверстия примерно в полудюйме одно от другого", - говорится в статье. "В него стреляли семь раз, - говорит отец, - в сердце и в голову. Что это, если не убийство?".
ФБР начало внутреннее расследование убийства, но не особо вдается в объяснения. Американская пресса, ссылаясь на анонимные источники, распространила противоречивую версию: Ибрагим перевернул стол и кинулся на агента ФБР, держа в руке палку от швабры, либо нож, либо вообще без оружия.
По мнению автора, фотографии, которые показал Тодашев-старший, отчасти подтверждают версию, которую распространил Джон Миллер, бывший замдиректора ФБР, ныне репортер. В июне Тодашев-старший уже побывал во Флориде. В гостиной, где проходил допрос, он сфотографировал стол, лежащий на боку. Тодашев также говорит, ссылаясь на документы полиции, что ФБР конфисковало "что-то вроде палки".
Тодашев-старший отрицает, что его сын мог представлять серьезную угрозу для следователей: "Ему только что сделали операцию на колене, он все еще ходил на костылях". Отец также заявляет: если бы Ибрагим был замешан в тройном убийстве (в котором якобы признался перед смертью) или в бостонском теракте, то бежал бы в Чечню. Но он подвергся нескольким допросам, а также, по совету ФБР, отменил запланированную поездку в Чечню.
По данным Шустера, российские власти оказали семье Ибрагима Тодашева лишь "моральную поддержку". Тодашев-старший сказал в интервью, что не обсуждал дело своего сына с Рамзаном Кадыровым и не получает никакой помощи от российского государства.
ACLU призывает к независимому расследованию, но запросы этой организации в прокуратуру и полицию отклонены. "Теперь единственный правовой способ для семьи Тодашева - иск к ФБР по обвинениям в причинении смерти в результате противоправных действий", - заключает издание. Тодашев-старший заявляет, что будет судиться не ради денег, а чтобы принудить ФБР раскрыть факты и признать вину, если таковая имела место.