"А русские вообще меняются?" - вопрошает на страницах The Globe and Mail Лоренс Мартин, который когда-то был корреспондентом этой газеты в Москве. "Один раз попробовали. Помните того самозванца в западном стиле, которого звали Михаил Горбачев? Помните широкие демократические реформы, которые принес этот великий освободитель? Сегодня Владимир Путин, подлинный русский, помогает нам понять все величие Горбачева, а также то, каким он был отклонением от нормы", - говорится в статье.
Лоренс вспоминает, как в 1985 году, вскоре после прихода Горбачева к власти, приехал работать в Москву. "Толпы в темных пальто шагали по утоптанному снегу; то была гармония отчаяния. Когда три года спустя я уезжал, атмосфера мрачности и репрессий начала развеиваться", - пишет автор.
Горбачев добровольно отказался от государственного контроля над СМИ, покончил с тоталитарной властью, перешел от гонки вооружений к сокращению арсеналов, отпустил Восточную Европу и возглавил усилия по прекращению холодной войны.
Но ни тогда, ни после россияне не считали Горбачева героем. Путин более популярен, констатирует автор.
"Можно сказать, что русские - смесь гордости со стыдом", - пишет автор. Они гордятся преимущественно величиной страны и аурой могущества, а стыдятся в основном того, что потеряли империю.
Если Горбачев в молодости отказался работать в КГБ, то Путин - "кагэбэшник до мозга костей", "хладнокровный авторитарный правитель", пишет автор.
Лоренс тут же советует не заходить слишком далеко: "Можно ли сравнить действия Путина на Украине с пожаром под руководством США в Ираке? Интересно было бы выслушать мнение министра иностранных дел Джона Бэрда на сей счет".
Автор возвращается к истории России и сетует: "Демократические силы, высвобожденные Горбачевым и Ельциным, оказались недостаточным противовесом для курса Путина". По мнению Лоренса, Путин не может свернуть все достижения демократии, но достаточно популярен в народе, чтобы установить командную систему в старом стиле.
Реформы Горбачева не были "революцией снизу", продолжает автор. В то время "один-единственный человек вывел СССР из тьмы, а теперь мы видим, как один-единственный человек постепенно переставляет стрелки часов назад. Увы, его народ, похоже, не против".