Неожиданно для многих Ельцину удалось найти способ сохранения преемственности власти. На волне энтузиазма, который у большинства россиян вызывает массовое истребление чеченцев, на первые роли в числе кандидатов на президентский пост внезапно вышел неприметный раньше полковник КГБ - ныне премьер-министр Владимир Путин. Для этого россиянам пришлось закрыть глаза на то, что Путин отстаивает интересы коррумпированного и неэффективного режима, которому еще несколько месяцев назад во всех опросах был вынесен политический приговор, - рассуждает испанский журналист.
В августе этого года рейтинг Путина составлял 2%. Сейчас он вырос до 42%, что является беспецедентным случаем. Путин в два раза опережает лидера коммунистов Геннадия Зюганова и в четыре - бывшего премьера Евгения Примакова, который еще недавно был бесспорным фаворитом президентской гонки. Вторжение чеченцев в Дагестан и террористические акты в российских городах, за которыми последовала "победоносная, антитеррористическая" операция в Чечне, полностью изменили соотношение сил на российской политической арене. Никто уже не вспоминает ни о коррупции, ни о том, что Путин является официальным преемником Ельцина, деятельность которого не одобряют 92% населения. Все это отодвигает на второй план жесткая позиция Путина в отношении Чечни.
По мнению многих экспертов, Кремль разработал недостойный, но гениальный по замыслу план, который позволила осуществить чеченская война. "Кремль запланировал эту войну, чтобы все забыли о предыдущих преступлениях нынешнего режима", - считает комментатор Андрей Пионтковский. Связь между Кремлем и полевыми чеченскими командирами является большим секретом, строго охраняемым обеими сторонами. Есть только некоторые косвенные сведения.
Известно, что незадолго до чеченского вторжения российские войска были отведены от дагестанской границы, что российские спецслужбы - по крайней мере один раз - сами заложили невзорвавшиеся взрывные устройства в Рязани, и что перед вторжением Борис Березовский - "Кремлевский Распутин" - вел переговоры с некоторыми чеченскими политиками. Один из них - бывший вице-премьер Казбек Махашев - заявил в октябре корреспонденту газеты, что террористические акты совершила сама Россия, которой в преддверии выборов была нужна победоносная война.
В этом темном деле еще много неясного. Неизвестно, насколько "спонтанными" были действия чеченских партизан, и кто конкретно заложил взрывные устройства в российских городах. Нет никаких сомнений лишь в том, что эти события привели к смене главы правительства, что новый премьер отстаивает интересы спецслужб, и что война привела к гибели тысяч ни в чем не повинных людей и появлению более 230 000 беженцев. Если все вышеизложенное соответствует действительности, то в России у власти находится поистине преступный режим.
Режим Ельцина был создан в октябре 1993 года, когда республика превратилась в монархию, во главе который стоит избранный президент. Это произошло в результате государственного переворота, который повлек за собой расстрел парламента и гибель 150 россиян на улицах Москвы. Этот режим предоставил широкие возможности для коррупции и отстаивал интересы олигархов. Финансовый кризис августа 1998 года оказался той самой катастрофой, которая раскрыла населению глаза на сущность правящего режима и положила начало борьбе с коррупцией. Премьер-министр Евгений Примаков - человек честный и придерживающийся умеренных взглядов - стал выразителем общего стремления к изменению ситуации путем корректирования реформ. Это открывало перед Россией определенные возможности для восстановления и стабилизации. Действия НАТО в Косово вызвали определенный подъем антизападных настроений, однако осторожная позиция Примакова служила гарантией, что это возмущение не перейдет известные границы. Ельцинизм был обречен. Оставалось только дождаться президентских выборов. Тогда Ельцин отправил популярного Примакова в отставку, после чего всплыли скандалы, связанные с швейцарской фирмой Мабетекс и Бэнк оф Нью-Йорк, в результате которых международный авторитет Кремля был серьезно подорван. И в этой ситуации в августе 1999 года начинается новая чеченская война.
Нынешний режим превращает Путина и либеральных политиков в националистов. Анатолий Чубайс назвал тех, кто критикует войну в Чечне - в том числе экономиста Явлинского - предателями. Недовольство россиян действиями НАТО в Косово привело к тому, что в Чечне произошло самое худшее: Россия использовала идеологию Милошевича и военные методы НАТО.
Путин отбирает сторонников у правых либералов, националистов, и даже у коммунистов. Тем временем, начатые в эпоху Примакова процессы против коррупции постепенно прекращаются. Генеральный прокурор Скуратов, который начал расседование случаев коррупции в президентском окружении, отправлен в отставку. Смещен глава ГУВД города Москвы. Теперь только военное поражение в Чечне или грандиозный скандал в преддверии выборов могут помешать ельцинизму пережить Ельцина.