Одной недели работы инспекторов ООН по вооружениям оказалось достаточно, чтобы выявить усиливающиеся разногласия между США и странами континентальной Европы по вопросу о том, каким образом разоружать Ирак.
Поскольку пока в Ираке находится незначительное количество инспекторов, сами инспекции в определенной степени можно назвать символическими. Первой настоящей проверкой наличия у Ирака доброй воли станет 8 ноября, когда в соответствии с резолюцией СБ ООН Ирак должен предоставить информацию об имеющемся у него в наличии оружии массового уничтожения, а также о программах по его разработке. Тем не менее неоднозначная оценка даже этих первых инспекций свидетельствует о разногласиях между США и Европой по вопросу о роли инспекторов и значении самих инспекций.
На этой неделе президент Буш дважды назвал инспекции "не обнадеживающими". Великобритания, основной союзник США в борьбе против Ирака, опубликовала досье, в котором говорится о зверствах багдадского режима.
В то же время президент России Владимир Путин охарактеризовал инспекции как "обнадеживающие". Такого же мнения придерживается и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Президент Франции Жак Ширак выразил уверенность в способности инспекторов ООН эффективно выполнять свою работу, и его поддержал канцлер Германии Герхард Шредер.
Выступая во вторник в Луизиане, Буш заявил, что не инспекторы должны искать незадекларированные Ираком вооружения, а Ирак должен доказать, что их у него нет. Любой вызов со стороны Ирака станет поводом для нанесения удара.
Тем не менее в большинстве европейских стран американские военные приготовления не вызывают особого восторга. К примеру, в совместном китайско-российском заявлении, принятом по итогам визита Путина в Пекин, подчеркивается, что иракскую проблему следует решать политическими и дипломатическими методами, в строгом соответствии с резолюциями СБ ООН.
Можно вспомнить и о дебатах, предшествовавших отправке в Ирак инспекторов ООН. В течение двух месяцев пять постоянных членов СБ ООН ? США, Великобритания, Франция, Россия и Китай ? обсуждали текст резолюции ?1441, предусматривающий возвращение в Ирак инспекторов по вооружениям. Суть дебатов заключалась в разногласиях, должна ли резолюция давать санкцию на применение силы против Ирака или для начала военных действий нужно будет принимать новую резолюцию. Обе стороны утверждают, что достигнутый в результате компромисс отражает их точку зрения.
Пресс-секретарь МИД Франции целую неделю отбивался от настойчивых просьб журналистов прокомментировать позицию Франции по поводу инспекций. Однако он лишь отметил, что определять их эффективность ? дело ООН.
По словам представителя МИД Великобритании, декларация, которую Ирак должен представить в конце этой недели, вряд ли вызовет публичные разногласия между постоянными членами СБ ООН. Дело в том, подчеркнул он, что резолюция расценивает предоставление недостоверных сведений или нежелание в полном объеме выполнять резолюцию как серьезное нарушение.
Трансатлантические трения, скорее всего, возникнут вновь, если инспекторы натолкнутся на сопротивление иракских властей и Европа заявит о необходимости принятия новой резолюции ООН для начала боевых действий против Ирака.
Однако эксперты считают, что публичные заявления политиков в отношении Ирака не следует принимать за чистую монету. К примеру, Франция никогда не отказывалась от участия в войне против Ирака, и она признает, что США вступали в контакт с представителями французского Министерства обороны, чтобы обсудить возможный вклад Франции в кампанию против Ирака. А разжигание военной истерии со стороны США и Великобритании отчасти направлено на то, чтобы заставить Ирак теряться в догадках по поводу дальнейшего развития событий, считает Кеннет Пейн, эксперт Royal United Services Institute.
"Я надеюсь, что Белый дом просто пытается играть роль плохого полицейского, - отмечает руководитель влиятельного Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. ? Если они поймают Саддама с поличным, то есть обнаружат вооружения, тогда появится аргумент в пользу перехода к следующему этапу".