Россия попала под огонь критики из-за своих планов по ограничению деятельности неправительственных организаций. Как новый закон отразится на свободе слова в России?
Президент уже собственноручно подписал проект - и все же в последнюю минуту пошел на попятный. В понедельник глава российского государства Владимир Путин неожиданно потребовал от администрации, чтобы та в течение пяти дней внесла изменения в свой же законопроект, регламентирующей деятельность неправительственных организаций.
Событию предшествовала заметная критика со стороны Запада. По информации газеты "Коммерсант", министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) во время своего субботнего визита в Кремль тоже выразил сомнения по поводу законопроекта. По оценке экспертов, закон в его нынешней форме существенно ограничит деятельность иностранных фондов и гуманитарных организаций в России. Это коснется также немецких политических фондов, в частности Фонда Фридриха Эберта и Фонда Конрада Аденауэра.
Но не они стали основной причиной того, почему Кремль захотел осложнить жизнь неправительственным организациям в России. Очевидно, что российской власти не дают покоя прежде всего те организации, которые частично существуют на американские деньги и которые уже сыграли важную роль в демократических переменах на Украине, в Грузии и в Киргизии.
"Любое форсирование естественных общественных процессов, тем более извне, ведет к дестабилизации, отнюдь не выпрямляя путь к демократии", - отметил еще в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров на сайте своего министерства. Он подразумевал под этим в первую очередь те независимые объединения гражданского общества, которые после распада Советского Союза возникли в государствах - преемниках СССР.
В соответствии с первоначальными планами неправительственные организации в будущем должны контролироваться спецслужбами на предмет выявления потенциальных угроз безопасности. Кроме того, западным организациям следует пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции РФ в качестве российских юридических лиц и в соответствии с российским законодательством, что противоречит уставам многих материнских организаций, являющихся фондами.
Однако Владимир Путин, очевидно, недооценил значение своего проекта. Эту тему собирается обсудить не только ОБСЕ на своей встрече в Любляне. Как сообщила в понедельник газета "Коммерсант", для России, которая в 2006 году в порядке очередности должна председательствовать в Комитете министров Совета Европы и возглавить "большую восьмерку", существует опасность отказа от обоих постов под давлением международной общественности.
Провал российского председательства в "большой восьмерке" стал бы катастрофой, прежде всего, лично для Путина. Всего четыре года назад ему удалось добиться принятия России в эксклюзивный клуб восьми ведущих индустриальных государств - и бывший федеральный канцлер Шредер уступил ей очередность председательства: в будущем году, собственно, наступала очередь Германии. Еще Путин собирается провести летом саммит, который должен пройти с византийской роскошью, - если Запад не поставит на его планах большой крест.