В первый день двухдневной выставки, которая была открыта только для VVIP и 500 VIP-гостей, российский мультимиллионер скупил почти все предметы выставки Дэмиена Херста.
Эти работы входили в коллекцию Херста, представленную в Лондоне в прошлом октябре под названием "Новая религия". "Все было распродано еще до начала выставки", - сообщил агентству Reuters совладелец московской галереи Дмитрий Ханкин.
"Все скупил один человек. Мы называем его минигархом (в отличие от олигарха), потому что его ежегодный доход - всего 50 млн долларов".
Российские СМИ сообщили, что таможенные пошлины на вывоз работ Херста достигли 300 тыс. долларов.
Читателям, которым предоставили гадать, на что в действительности похожи работы Херста, сообщили, что цены на его творения начинаются с "десятков тысяч долларов" и достигают "нескольких миллионов долларов". Средний месячный заработок в России не превышает 300 фунтов.
Херст, похоже, решил, что богатых и одетых в Prada россиян, которые пришли полюбоваться на его яркие работы, легко ублажить. "Я работаю на высшем уровне мира искусства, - сообщил он журналисту Reuters. - Так что я могу взять открытку ко дню рождения и представить ее вам по-новому, и вы подумаете: "Черт побери, если ее сюда поместили, значит, это важно".
Московская элита прибывала компаниями и потребляла "тематические" напитки и закуски в галерее "Триумф", элегантном поместье XIX века.
Коктейли "Кровавая Мэри" подавали в пробирках, а гостей приглашали посасывать шоколадный мусс через пластиковые шприцы в соответствии с медицинской темой.
Экспонаты состояли, в основном, из фотографий медицинских таблеток и лекарственных бутылочек, которые носили религиозные названия - "Рождество Христово" и "Добрый самаритянин". Идея оригинальной лондонской выставки, "Новая религия", заключалась в том, чтобы предположить, что наука стала новой религией.
В стране, где Русская православная церковь скорбит по своей дореволюционной власти, это предположение звучит противоречиво. Проводившиеся здесь художественные инсталляции, которые обыгрывали религиозный символизм, подвергались вандализму со стороны православных радикалов.
Возможно, именно это подсказало Херсту и его советникам провести это шоу в столь частном порядке. Истеблишмент высокого искусства в России старался быть вежливым в отношении мероприятия.
"Это позитивно, что Дэмиен Херст, наконец, выставляется в Москве, - заявила Зельфира Трегулова, замдиректора музеев Московского Кремля. - Им интересуются многие люди. Однако эта галерея - очень великосветское место, и, на мой взгляд, скажем, странно, что выставка идет всего один день, включая мероприятие для супервип-персон".
Символизм выставки, включая работу под названием "Раны Христа", на которой запечатлены детальные снимки жертвы расстрела, не расстроил состоятельных москвичей.
Как заметил один из владельцев галереи, "Херст - крупный, дерзкий и дорогой. Он обречен на успех в России".