Израилю нужны гарантии, что он сможет сохранять свою сущность еврейского государства, сказал итальянский премьер-министр Романо Проди в заявлении, полном дипломатической значимости, поскольку это означает согласие с отказом Израиля выполнить требование Палестины о "праве на возвращение" беженцев и их потомков.
Как стало известно Jerusalem Post, Проди сделал это заявление на частной встрече в Риме в субботу.
Эти слова в некотором смысле вторили настроениям, которые были выражены президентом США Джорджем Бушем в письме, датированном апрелем 2004 года, тогдашнему премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону. В письме, которое было отправлено до начала вывода израильских поселений, Буш писал, что Соединенные Штаты "твердо стоят за безопасность Израиля и его благополучие в качестве еврейского государства".
Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни в последние несколько месяцев пытается подвести европейских лидеров к подобным заявлениям. Высокопоставленные европейские дипломаты в Израиле говорят, что им ничего не известно о планах относительно открытого общеевропейского заявления такого типа.
Буш в своем письме высказался еще более ясно, сказав: "Кажется очевидным, что принятая, справедливая, честная и реалистичная схема решения проблемы палестинских беженцев в рамках любого окончательного соглашения о статусе должна быть осуществлена за счет создания палестинского государства и поселения беженцев на его территории, а не в Израиле".
Заявление Проди прозвучало во время встречи, основные правила которой исключали обнародование заявлений, чтобы участники могли высказываться абсолютно свободно.
Говоря о путях решения палестино-израильского конфликта, Проди сказал, что необходимо обеспечить Израилю помощь в сфере безопасности, но что еще важнее предоставить Израилю гарантию "сохранения им своей сущности как еврейского государства".
Итальянское посольство не дало комментариев по поводу этих заявлений.
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, который в своей речи в Сде-Бокер на прошлой неделе призвал палестинцев "отказаться от требования реализации права на возвращение", встретится с Проди в следующую среду во время своего трехдневного европейского визита в Берлин и Рим.
Израиль давно настаивает, что если палестинским беженцам и их потомкам будет позволено перебраться в Израиль, это приведет к смещению демографического баланса в пользу арабов и к гибели еврейского государства.
Проди выступил с этим заявлением после встречи, на которой он также высказал идею о расширении роли наблюдателей Европы на пересечении границ в Рафахе до всего "филадельфийского коридора", если Израиль и Палестина согласятся. Он сказал также, что сейчас, возможно, не самое лучшее время для крупномасштабной конференции по миру на Ближнем Востоке, к которой недавно призывали отдельные голоса в Европе. По его мнению, сейчас скорее время принятия мер для укрепления доверия с обеих сторон.
Как сказали в Иерусалиме высокопоставленные дипломаты, замечания Проди о необходимости предоставить Израилю гарантии того, что он сможет оставаться еврейским государством, "очень значимы", поскольку, если европейские лидеры говорят о праве Израиля на существование в качестве страны еврейского народа, они "автоматически по определению отрицают идею права палестинцев на возвращение".
"Важно, чтобы все это понимали, - сказал один из дипломатов. - Если международное сообщество придет к согласию по этому пункту, то можно будет начать поиски постоянного решения для беженцев, не дожидаясь соглашения о статусе".
Он добавил, что публичная общеевропейская декларация в этом ключе знаменовала бы собой существенный сдвиг в европейской политике.
Другой чиновник, однако, отметил, что маловероятно, чтобы Проди или другой европейский лидер повторил такие слова публично или выступил с заявлением, подобным заявлению Буша, так как это вызвало бы волновую реакцию в арабском мире.
Подобное заявление, говорит он, четко обозначило полный переход Европы на сторону Израиля по этому вопросу, который является основным камнем преткновения в дипломатическом процессе. Маловероятно, чтобы европейцы сделали это в данный момент.