Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2006 г.

Тони Хэлпин и Дэниел Макгрори | The Times

Россия требует выдачи критиков Путина в обмен на содействие в деле об отравлении

Вчера Россия назвала цену за помощь в расследовании гибели отравленного Александра Литвиненко. Она потребовала от Великобритании выдать врагов президента Путина, которым было предоставлено убежище в Лондоне.

Одновременно с этим ультиматумом российские власти наложили строгие ограничения на действия детективов Скотланд-Ярда в ходе начатого ими в Москве расследования.

Эти жесткие рамки угрожают углубить дипломатические расхождения между Москвой и Лондоном, вызванные смертью Литвиненко. Он скончался в прошлом месяце от отравления радиоактивным полонием-210.

Министр внутренних дел Джон Рид на этой неделе заявил, что дипломатические разногласия не станут препятствием на пути расследования Скотланд-Ярда. Однако вчера генеральный прокурор России Юрий Чайка объявил девяти детективам антитеррористического подразделения, что им не будет позволено допросить высокопоставленных офицеров российской спецслужбы ФСБ.

Представители британского правительства убеждены, что заговор с целью отравления возглавили агенты ФСБ, однако Чайка заявил: "По руководству ФСБ вопрос там не стоит".

Андрей Луговой, который представляет наибольший интерес для полиции, так как входит в число людей, последними видевших Литвиненко в день отравления, вчера неожиданно лег в одну из московских больниц. Было сказано, что он слишком плохо себя чувствует из-за радиационного отравления и не может говорить. Однако позже он с больничной койки заявил, что ему нечего скрывать и он готов встретиться с детективами.

Но даже когда врачи решили, что он достаточно здоров, чтобы побеседовать со следователями, генеральный прокурор сообщил, что допрашивать Лугового будут его люди, а не Скотланд-Ярд. Кроме того, британским детективам придется получить разрешение ФСБ на проведение любых допросов в Москве.

По словам Чайки, в допросах британские детективы участвовать "могут с нашего согласия, а мы можем его и не дать". Он добавил, что если состоится суд над российским подозреваемым, то он будет проходить в Москве.

Кроме того, российские официальные лица заявили, что британская группа не сможет допросить Михаила Трепашкина, бывшего сотрудника ФСБ, отбывающего четырехлетний тюремный срок за разглашение государственной тайны. Трепашкин утверждает, что располагает важной информацией о заговоре с целью убийства Литвиненко.

На состоявшейся вчера пресс-конференции Чайка пообещал оказать всестороннее содействие британскому расследованию, однако из его слов вовсе не следовало, что Скотланд-Ярду придется легко. Генеральный прокурор отрицает, что радиоактивное вещество, использованное для отравления Литвиненко, могло быть доставлено из России. Кроме того, Чайка подчеркнул, что Великобритании будет необходимо предоставить доказательства использования этого вещества, прежде чем он начнет формальное расследование.

Александр Сидоров, пресс-секретарь Федеральной службы исполнения наказаний, сообщил: "Трепашкин отбывает наказание по уголовной статье, связанной с изменой родине, и поэтому мы не можем разрешить связаться ему с иностранными спецслужбами".

Тюремные чиновники поспешили наказать Трепашкина за "нарушение режима". Районный суд сегодня рассмотрит возможность перевода Трепашкина в более строгую и более охраняемую тюрьму, несмотря на то что его адвокат обеспокоен ухудшающимся здоровьем своего клиента.

А вчера в посольстве Великобритании в Москве, в комнате, куда Андрей Луговой приходил для получения британской визы, были проведены поиски следов полония-210. По словам экспертов, они не рассчитывают обнаружить следы радиоактивности.

В Англии пресс-секретарь министерства здравоохранения признала, что ничтожно малые следы радиации были обнаружены на севере Лондона на стадионе Emirates Stadium. Однако вещество было выявлено в "едва обнаружимых количествах". Пресс-секретарь повторила звучавшие прежде слова о том, что угрозы здоровью общественности не существует, добавив, что уровень излучения от собранного вещества ниже естественного радиационного фона.

Явным признаком нарастающего дипломатического напряжения стало то, что генеральный прокурор связал расследование по делу Литвиненко с требованиями Кремля выдать из Великобритании Бориса Березовского - олигарха в изгнании и одного из злейших критиков Путина.

Британские суды трижды отвечали отказом на российские запросы об экстрадиции миллиардера, однако Чайка сказал, что ожидает "рано или поздно" изменения отношения к Березовскому, а также к Ахмеду Закаеву - лидеру чеченских сепаратистов.

Оба они являлись близкими друзьями Литвиненко.

Вчера британские дипломаты опубликовали сдержанный ответ на российский ультиматум, в котором исключили всякую возможность "обмена".

Вчера вечером отец Литвиненко сообщил, что его сын будет похоронен в пятницу в закрытом гробу по мусульманскому обычаю недалеко от Лондона. Вальтер Литвиненко рассказал, что его семья договаривается с полицией и министерством здравоохранения о месте захоронения.

Полиция Неаполя вчера вечером изъяла документы и компьютеры из дома Марио Скарамеллы - самозваного консультанта по вопросам безопасности из Италии, который был вместе с Литвиненко во время отравления. Прокуратура ведет против него ранее возбужденное дело по обвинению в "незаконной утилизации отходов".

По словам Скарамеллы, он располагает доказательствами того, что ведущие итальянские политики левого толка являются агентами Москвы. Однако доверие к его фигуре становится все меньше. До сих пор он не смог подтвердить, что является ученым, поскольку ни один из университетов, с которыми он, по его словам, связан (от Неаполя до Нью-Йорка), не подтверждает этого.

Люди, которых Великобритания хочет допросить

Бывший офицер КГБ Андрей Луговой. Работал на московском телеканале, принадлежавшем Борису Березовскому. Недолгое время находился в тюрьме, после освобождения открыл бизнес, обеспечивая охрану богатых россиян.

Бывший офицер ФСБ Михаил Трепашкин. Расследовал взрывы жилых домов в Москве в 1999 году, вину за которые президент Путин возложил на чеченских сепаратистов. Трепашкин утверждал, что за организацией взрывов стоит ФСБ.

Люди, экстрадиции которых добивается Россия

Первый российский миллиардер Борис Березовский. Березовский, которому сейчас 61 год, поссорился с Путиным и скрылся в Великобритании. Он давал работу Литвиненко и другим диссидентам. Разыскивается Кремлем по подозрению в коррупции.

Министр иностранных дел чеченского правительства в изгнании Ахмед Закаев. Россия обвиняет его в организации терактов. 50-летний Закаев жил по соседству с Литвиненко и виделся с ним за несколько часов до отравления.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru