Шантаж как средство реприватизации российских предприятий
Приватизация в России Владимира Путина - это главная задача. Если речь идет о так называемых стратегических предприятиях, то на это требуется разрешение. О том, что в то же самое время в соответствии с государственным заказом в России происходит еще и реприватизация предприятий, до сих пор было известно только очень узкому кругу лиц. Поэтому такой фурор вызвало интервью, которое дал российской газете "Коммерсант" глава финансово-промышленной группы"Финансгрупп" Олег Шварцман. В нем он рассказал, что получил задание не чураясь шантажа скупать частные предприятия, чтобы позже перевести их в собственность государственных компаний - операция, которая называется "бархатной реприватизацией". Заказчиком, как показал Шварцман, является "силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин". В интересах Сечина и других сотрудников президентской администрации он управляет активами, которые "оцениваются примерно в 3,2 млрд долларов".
Давление на собственников
Игорь Сечин - это заместитель главы администрации российского президента и председатель совета директоров российского концерна "Роснефть". Он считается лицом, наиболее приближенным к президенту Путину. В задачу Шварцмана, как он сам признается, входит сначала "минимизация рыночной стоимости предприятия разными инструментами". Как правило, это "добровольно-принудительные инструменты". Что под этом следует понимать, Шварцман объясняет следующим образом: "У нас есть невостребованные ресурсы, например совет ветеранов МВД, бывшие сотрудники ОБЭП, РУБОП. Они ведут пристальную аналитическую работу - где есть возможность вытеснить нелояльных власти собственников". Для оказания на них давления привлекаются бывшие сотрудники МВД "с большим опытом следственных мероприятий и общения". Это делается в интересах крупных государственных предприятий, например, российского государственного концерна "Рособоронэкспорт", в пользу которого скупаются предприятия. В своем интервью Шварцман упомянул предприятие, производящее хром в Оренбургской области, и так называемую инструментальную группу - пять предприятий, производящих инструменты. Затем все они будут сведены в холдинг, который станет именоваться "Социальные инвестиции". Холдинг, в свою очередь, или превратится в самостоятельное государственное предприятие, или войдет в состав другого государственного предприятия, например, "Рособоронэкспорта". При этом фактическая рыночная стоимость активов "Социальных инвестиций" значительно превысит ту, которую необходимо инвестировать, чтобы их приобрести, указал Шварцман. "Тот же самый "Хром" пойдет за 700-800 млн долларов, а мы его за 300 млн приобретаем".
Однако все то, что Шварцман с удивительной откровенностью поведал корреспонденту "Коммерсанта", сейчас он опровергает. Меж тем на своем сайте "Коммерсант" опубликовал дословный текст интервью и его аудиозапись.
В последние дни просыпался целый град опровержений. Руководитель пресс-службы российского президента Дмитрий Песков заявил, что это интервью - фальшивка. Государственный концерн "Рособоронэкспорт" указал, что не имеет никаких отношений с "Финансгрупп" или с корпорацией "Социальные инвестиции". Бывший заместитель министра обороны Валентин Варенников, которого Шварцман назвал передаточным звеном в общении с Игорем Сечиным, объявил Шварцмана "проходимцем".
Напротив, глава российской государственной энергетической компании РАО ЕЭС Анатолий Чубайс считает высказывания Шварцмана достоверными. "Намеренно или нет, но господин Шварцман сказал правду. Правду о неизбежных болезнях такого типа социально-политических систем, как "суверенная демократия".
По данным Европейского банка реконструкции и развития, при Путине доля частных предприятий в российском ВВП сократилась с 70 до 65%.