Во время войны августа 2008 года между Москвой и Тбилиси на первой линии обороны от российской армии сражались грузинские полицейские, а не военные. "Грузия - единственная республика бывшего СССР, которая наряду с прибалтийскими странами официально распустила КГБ. Министерство внутренних дел, избавленное от какого-либо российского влияния, является символом построения грузинского государства. Именно это так раздражает русских, обычно использующих структуры безопасности, чтобы держать страны региона в вассальной зависимости", - приводит Le Figaro слова источника, приближенного к грузинской власти.
"Годы идут, но цели Кремля в Грузии остаются прежними: по взаимному согласию или силой вернуть маленькую кавказскую республику в сферу российского влияния, не допустить ее вступления в НАТО и ЕС, которое стало бы очень дурным сигналом для других стран российской вотчины, испытывающих, подобно Украине или Белоруссии, стремление к эмансипации, - отмечает обозреватель Изабель Лассер. - Препятствуя движению Грузии на Запад, Москва стремится также монополизировать пути транспортировки энергоресурсов, являющиеся для Кремля политическим оружием на Западе".
Продолжающаяся российская оккупация грузинского села Ахалгори, расположенного всего в 35 км от Тбилиси и переименованного в Ленингори, дает российским силам возможность разрезать Грузию на две части в случае необходимости, а также обстреливать столицу с занимаемых высот. Для грузин, проживавших в этом районе, временное положение беженцев затягивается. И хотя с 2009 года здесь не произошло ни одного серьезного инцидента, мир тоже не возвращается. Вокруг Цхинвали выкопана гигантская траншея, обозначающая новую границу, российские войска усиливают свое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии: по оценкам грузинских властей, на двух территориях уже дислоцированы 10 тысяч военных, военные базы, артиллерийские комплексы, танки и ракеты ПВО С-300. "Этого достаточно, чтобы развязать против нас новую войну, если в Москве будет принято такое решение", - отмечает представитель грузинской полиции.
Впрочем, в Тбилиси не верят в возможность российской атаки, продолжает издание. "Российские лидеры хотят избавиться от Саакашвили. Они попробовали сделать это силой, потом сделали ставку на демонстрации оппозиции, наконец предприняли попытку государственного переворота. Ничего не получилось. Они не могут пойти на второе военное вторжение. Поэтому сегодня Кремль пытается дискредитировать страну, чтобы отпугнуть инвесторов, дестабилизировать ее и заставить вернуться на московскую орбиту", - полагает директор Фонда международных и стратегических исследований Александр Рондели.
Молодое грузинское государство, усвоив жестокий урок реализма, преподанный августовской войной, повзрослело и поняло свои ошибки. Чтобы противостоять России, Грузия предприняла модернизацию армии. Эта задача в настоящий момент затруднена из-за давления, оказываемого Россией на потенциальных поставщиков вооружений в Грузию. "У всех есть защитники, кроме нас. Один Дядя Сэм... Наш естественный партнер, Европа, которой мы изо всех сил стараемся понравиться, не считает нас своим ребенком. Россия хочет нам быть и отцом, и матерью, но оказывается злой мачехой. Мы не хотим оставаться сиротами", - сетует Александр Рондели. Зажатая между Россией, Турцией и Азербайджаном, Грузия делает ставку на Европу, США и НАТО. Со временем Саакашвили овладел дипломатическим мастерством: он вернул себе контроль над политическим пространством, предприняв отчасти авторитарные шаги по отношению к оппозиции, призывающей к налаживанию отношений с Москвой.
Предложив российской стороне начать переговоры и обещав не применять силу, грузинская власть заработала в свою копилку одно очко. Даже сближение России и НАТО, официально озвученное на саммите альянса в Лиссабоне, воспринимается в Тбилиси положительно, так как оно может способствовать нормализации ситуации в России, отмечает издание. Однако пока предложение грузинского президента никак не отразилось на ситуации на месте, признает журналистка. Дипломаты и министры в Тбилиси даже не делают вид, что верят, будто президентская инициатива позволит ослабить тиски, удушающие республику. "Надо быть реалистами, возвращение оккупированных территорий возможно только в долгосрочной перспективе. Нам, несомненно, придется подождать от 5 до 25 лет", - признает один из руководителей грузинского МВД Шота Утиашвили.
"Спустя семь лет после "революции роз" мяч находится на стороне Москвы, которой придется ответить "да" или "нет" на грузинское предложение. В Тбилиси надеются на дивиденды от этой дипломатической победы", - пишет издание, отмечая, что "у Грузии все еще два лица": одно - это решительно ориентированная на Запад столица с проспектом Джорджа Буша, молодыми и динамичными министрами, другое - бедные деревни с повозками, старыми скрежещущими поездами и залатанными дымящими автомобилями. По мнению Александра Рондели, "сегодня главное - спасти западную ориентацию Грузии".