"Русские больше не идут. Они пришли": корреспондент The Observer Пол Хейворд делится впечатлениями от пресс-конференции Владимира Путина по случаю присуждения России права на проведение Чемпионата мира 2018 года.
Генеральный директор заявочного комитета России Энди Энсон заявил, что победа России была определена усиленным лоббированием буквально в последний момент. Однако есть мнение, что ФИФА решила отдать право проведения чемпионата Восточной Европе еще за несколько недель, если не месяцев, до голосования.
Среди "тяжеловесов" из числа российской делегации в Цюрихе были: первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр спорта Виталий Мутко, генеральный директор заявочного комитета России Алексей Сорокин и олигарх Роман Абрамович, взиравший на Путина с "исполненной обожания улыбкой". Шарма добавляла прыгунья с шестом Елена Исинбаева, а первые три ряда кресел на пресс-конференции были заняты другими представителями "новой аристократии мирового футбола". Картину дополнял эскорт из "крепких мужчин в темных костюмах, в большинстве своем с проседью или первыми признаками облысения".
Не терпящий общения с прессой Абрамович развернул было швейцарскую съемочную группу, и "только Путин, его господин, мог заставить Абрамовича пройти через эти вспышечные муки. Наблюдать его в столь подобострастной роли было целительно для тех, кто привык видеть его на стадионе "Стэмфорд-бридж" в окружении телохранителей", - смакует Хейворд.
В ходе пресс-конференции он задал Путину вопрос: какая роль отводится Абрамовичу в подготовке к ЧМ-2018? Абрамович "в ожидании ответа подался вперед в своем кресле". Премьер одобрительно отозвался о его работе на посту губернатора Чукотки, упомянул о том, что он является владельцем британского клуба "Челси", однако поддерживает и российский футбол и "может оказать содействие в подготовке к Чемпионату мира", приняв участие "в одном из... проектов". "На этом месте Абрамович начал хлопать и одобрительно захихикал. Рвение, может быть. Или удовольствие от того, что его спросили. Или страх. Его стремление угодить было ощутимо". "Пусть раскошелится немножко, ничего страшного - не убудет. У него много денег", - добавил Путин.
"Таково послание Кремля бизнесу и олигархам, - продолжает Хейворд. - Вы оплатите этот чемпионат. Социализм в России в известной степени жив, потому что на богатых лягут расходы по реконструкции стадионов, а может быть, и инфраструктуры. Путин находит способы вернуть состояния миллиардеров ельцинской эпохи... Русским, и в особенности Путину, свойственно мыслить в категориях результативности, а не дипломатической чепухи, что позволяет второму человеку в списке наиболее могущественных государственных деятелей мира на публике заявлять, что он ничего не знает о скандале вокруг Wikileaks и о том, что его правительство предстало в образе пособников организованной преступности и "мафиозного государства".
Чтобы не утомлять публику разговорами о частно-государственном партнерстве и инфраструктуре, Путин рассказал историю о футболе в послевоенном Ленинграде. "Это был голос из прежней, советской России, распад которой позволил выходцу из рядов КГБ Путину прийти к власти, а Абрамовичу стать миллиардером. Теперь этот союз посткоммунистической власти с присвоенными богатствами пытается вытянуть российский футбол из среднего дивизиона на уровень Испании, Германии и Англии".