"6 декабря 1987 года, накануне первого визита Михаила Горбачева в США, 250 тыс. демонстрантов заполнили Национальную аллею в Вашингтоне... Я стоял там, исполненный радости, благодарности и гордости, среди лидеров американской еврейской общины и некоторых соратников, недавно отпущенных из советских тюрем и сибирской ссылки. На следующий день президент Рейган объяснил своему гостю, что американский народ не даст согласия на улучшение американо-советских отношений, пока Москва не гарантирует право на свободную эмиграцию для тех, кто желает покинуть СССР", - пишет диссидент, политик и общественный деятель Натан Щаранский в своей статье в The Wall Street Journal.
Против идеи массового протеста высказывались возражения. "Некоторые беспокоились о том, что... проблемы с транспортом не позволят нам собрать даже десятки тысяч людей в столице в начале зимы", - вспоминает автор.
"В итоге людское море - четверть миллиона человек - хлынувшее на аллею со всех уголков страны, отбросило все подобные сомнения", - пишет Щаранский.
"Это стало возможным благодаря двадцатилетней кампании, которую вели евреи Америки и всего мира от лица советских евреев и в знак солидарности с ними. Допрашивавшие меня сотрудники КГБ презрительно отзывались об этом движении как о "горстке студентов и домохозяек". Но именно эта "горстка" - тысячи людей, приезжавших в Советский Союз как туристы... - стали живым мостом между свободным миром и советскими активистами", - рассуждает автор статьи.
"Кроме того, были и другие возражения против митинга. Советский лидер пользовался популярностью в США... Огромная демонстрация против него, без сомнения, выглядела бы бестактной в глазах американцев и оскорбительной для советской стороны", - пишет Натан Щаранский.
Этот аргумент также оказался безосновательным. Среди тех, кто приветствовал демонстрацию, был президент США, отмечает он.
"Не так уж много советских граждан восприняли этот митинг как оскорбление. В тот решающий момент он дал надежду десяткам миллионов людей, жаждавших свободы", - оценивает тогдашнюю акцию автор.
"В этом единстве национального самосознания и свободы лежит урок на века для всех евреев и, само собой, для всех других преследуемых народов", - делает вывод Щаранский.
"За четверть столетия, минувшую с 1987 года, свободный мир так и не пришел к единому мнению в споре, как поступать с диктаторами, угнетающими свой народ. Но та эра показала, что Америка, верная своим принципам, движется к миру более безопасному, свободному и более дружественно настроенному к самой Америке", - пишет Натан Щаранский.