На прошлой неделе инженеры Иракского Курдистана подключили собственный трубопровод к существующей со времен Саддама Хусейна магистрали, которая связывает расположенное на севере Ирака Киркукское месторождение с турецким нефтегазовым терминалом в Джейхане. Это событие, как и утвержденное тогда же строительство второго трубопровода, может не только "перемешать колоду энергетического покера в этом регионе", но и привести к формированию "нового курдского государства под контролем наращивающей влияние Турции", пишет Tageszeitung.
В тянущемся уже многие годы конфликте за второе по величине в мире месторождение нефти наметилась развязка, говорится в статье. Курдская автономия уже давно, не спрашивая разрешения в Багдаде, заключает договоры с нефтяными концернами, а теперь у нее появилась возможность их реализовать. Если второй трубопровод будет построен, к 2015 году по нему можно будет выкачивать в Турцию до миллиона баррелей ежедневно.
Турция таким образом могла бы преодолеть зависимость от российских энергоносителей (сегодня она закупает их на 60 млрд долларов ежегодно). Но это предприятие несет с собой и внешнеполитические риски, пишет автор статьи. "[Турецкий премьер Реджеп Тайип] Эрдоган добился того, что на Ближнем Востоке не осталось практически ни одного правительства, которое было бы готово с ним разговаривать... Так что Эрдоган не может просто так сдать Багдад, чтобы не оказаться в регионе в полной изоляции".
Чтобы сгладить ситуацию, с миссией в Ирак был направлен турецкий министр энергетики. Его уполномочили передать премьер-министру Ирака Нури аль-Малики два примирительных предложения: сделать платежи за курдскую нефть прозрачными для центрального иракского правительства и протянуть еще один трубопровод в Турцию, на этот раз из южноиракской Басры. Примет ли аль-Малики эти предложения - большой вопрос, отмечает Tageszeitung, ведь нефть является для Ирака единственным источником дохода. С другой стороны, курды грозят отделением, и в том случае, если они реализуют свою угрозу, под вопросом окажется и территориальная целостность Ирака в целом.