Историческая фальсификация в духе РПЦ: корреспондент Tageszeitung Клаус-Хельге Донат о прошедшей в российской столице интерактивной выставке "Россия - моя история. 1945-2016".
"В какую сумму Германии обошлось объединение? В 3 млн долларов - так, по крайней мере, утверждалось на выставке "Россия - моя история. 1945-2016", которая проходила в Манеже. На ней среди прочего можно было ознакомиться и с фактами, предшествующими объединению Германии. Советский Союз должен был получить 50 млрд долларов в обмен на ГДР. (...) Экс-канцлер Гельмут Коль, воспользовавшись незавидным положением Михаила Горбачева, заставил того довольствоваться суммой в 3 млн долларов, негодует молодой человек с редкой бородкой".
"На самом деле, - комментирует Донат, - Германия отправила СССР сумму в несколько десятков миллиардов долларов. Тот факт, что Горбачев не пил алкоголь и проводил в стране антиалкогольную кампанию, не прибавило ему популярности в народе - это ощущается даже сегодня в стенах Манежа".
В другом зале у позорного столба Борис Ельцин: в демонстрируемом фильме говорится и о том, что он окончательно развалил СССР, и о его "подобострастии" перед американцами - все это создает имидж предателя, замечает автор.
"Россия - Моя история. 1945-2016" - последняя в серии исторических экспозиций, организованных Патриаршим советом по культуре, Фондом гуманитарных проектов при поддержке правительства Москвы с 2013 г. по настоящее время.
"Экскурсия начинается с 1945 года, - повествует Донат. - Ее лейтмотив - идея о том, что Россия якобы со всех сторон окружена враждебными силами. Беспорядки намеренно разжигаются и внутри страны. За этим кроется постоянный страх Москвы перед революционными массами, как в современной Украине. Любое демократическое требование по этой логике становится ударом по внутренней стабильности. И большинство русских разделяют веру в постоянную угрозу".
"А не проявлялась ли эта враждебность еще в 1945 году? Почему США и союзники вышли из успешной антигитлеровской коалиции и спровоцировали холодную войну? - вопрошают организаторы выставки. Виновата сама сущность западного мира - ему есть дело только до собственной выгоды", - передает автор.
"Отчасти это так, - комментирует журналист. - Но на выставке в Манеже это утверждение становится основополагающим принципом: "план Маршалла" нивелируется до уровня средства оказания давления на СССР".
"Россия выстоит перед лицом внешних и внутренних угроз", - этим духом пронизана вся выставка, передает немецкий журналист. В конце экспозиции президент Путин призывает с баннера посетителей к стойкости: "Мы не можем допустить, чтобы нам навязывали чувство вины".
"А как же темные страницы истории? - задается вопросом автор. - Таковых, по мнению устроителей выставки, в истории России не было. Зато на выставке много места отведено самовосхвалению. Это достижения и промышленности, и оборонного сектора, и сельского хозяйства, призванные подчеркнуть жизнеспособность социалистической системы. Признается разве что нехватка реформ. Распад Советского Союза якобы был связан с факторами, на которые Москва никак не могла повлиять: за всем стояли США, которые вертели как хотели ценами на нефть".
А чтобы все выглядело в нужном свете, такие события, как восстание в Венгрии (1956 год) и "пражская весна" (1968 год), преподнесены как последствия западных теорий заговора. Выставка "Россия - моя история" представляет собой для эпохи Путина нечто вроде руководства к пониманию воображаемой истории, пишет в заключение Донат.