Во вторник западные СМИ пишут о новом обвинении против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Так, The Financial Times указывает на то, что за год до президентских выборов 2008 года новые обвинения отнимают у Ходорковского шансы на досрочное освобождение в этом году.
Адвокаты Ходорковского сообщили, что прокуратура обвинила Ходорковского и его партнера по бизнесу Платона Лебедева в присвоении и отмывании доходов ЮКОСа на сумму около 20 млрд долларов. Защитники назвали эти обвинения "безумием" и заявили, что действия прокуратуры - часть "охоты на ведьм".
"Ходорковский был готов ко всему, но не ожидал, что обвинения выйдут за границы разумного, - сообщил Юрий Шмидт, один из адвокатов предпринимателя. - Невозможно скрыть подобные суммы от отчетности. Это больше выручки компании".
Ходорковский, приговоренный в 2005 году к восьми годам отбывания наказания в сибирской колонии, мог рассчитывать на досрочное освобождение в октябре 2007 года, когда истекает половина его срока, - он был арестован в 2003 году. Обвинения в отмывании денег могут привести к увеличению его срока до 15 лет.
Адвокаты предполагают, что Кремль, вероятно, постарается получить зарубежные фонды группы Ходорковского МЕНАТЕП - холдинга, известного сейчас как GML. "Они хотят удостовериться, что у него не будет возможности активно участвовать в определении политического будущего России или мешать ее нынешнему курсу, - говорит Роберт Амстердам, входящий в международную группу адвокатов Ходорковского. - Они хотят озвучить обвинения в отмывании денег, чтобы атаковать его на Западе и помешать ему финансировать оппозиционные партии".
Еще один иностранный адвокат, Джон Паппалардо, рассказал, что обвинения были предъявлены одновременно с усилением пока что безуспешных попыток прокуратуры блокировать счета группы в таких странах, как Швейцария, Лихтенштейн и Кипр. "Это попытка создать оправдание для указанных действий", - заявил юрист.
Газета The New York Times в статье "Уголовное дело, вероятно, отдаст весь ЮКОС в руки государства" пишет: новые уголовные обвинения закончатся передачей того, что осталось от ЮКОСа, в руки государства, усилив контроль Кремля над отраслью.
В этом смысле дело ЮКОСа заканчивается так же, как началось: в мутной воде, где перемешаны уголовное преследование и российский энергетический национализм и далеко не ясно, где кончается одно и начинается другое. "Все это происходит в момент, когда мы движемся к последней главе ЮКОСа, - заявил в понедельник Крис Уифер, главный аналитик "Альфа Банка" и бывший советник Организации стран-экспортеров нефти. - (Власти) хотят изменить то, как люди воспринимают дело ЮКОСа. Им важно избавиться от впечатления захвата активов".
Государственные компании уже контролируют треть добычи в России, одной из крупнейших в мире нефтедобывающих стран. Теперь обе крупные государственные энергетические компании проявляют интерес к покупке месторождений и перерабатывающих заводов ЮКОСа - активов, по мнению критиков, экспроприированных государством, но в свете новых обвинений призванных выглядеть как побочный продукт скандала вокруг корпоративных налогов и отчетности.
Оставшиеся активы ЮКОСа, примерно 22 млрд долларов, должны быть выставлены на аукцион в ближайшие месяцы. На кон поставлены 2,3 млрд баррелей нефтяных резервов и добыча 400 тыс. баррелей в день, пять нефтеперерабатывающих заводов, сеть бензоколонок и московская недвижимость, пишет газета.
В другой статье The New York Times пишет о том, что новые обвинения - это лишь средство оставить Ходорковского и Лебедева под стражей на время выборов президента России, которые намечены на начало 2008 года, и окончательной ликвидации остатков ЮКОСа - в прошлом гигантской нефтяной компании, которая после банкротства перешла в государственное управление.
До того как в конце 2003 года Ходорковский был арестован, ЮКОС являлся ведущим российским производителем нефти. Сам Ходорковский обладал огромным богатством и пользовался обширным влиянием. Он имел тесные связи с высокопоставленными российскими чиновниками, создал "Открытую Россию", финансировал организации в поддержку гражданского общества, говорил о необходимости открыть Россию для Запада и западных методов ведения бизнеса. Журнал Fortune назвал его богатейшим человеком в России, оценив его личное состояние в 15 млрд долларов.
Деловая империя и положение Ходорковского были уничтожены Кремлем при президенте Владимире Путине, который поддержал его арест и параллельную налоговую проверку ЮКОСа. По результатам этой проверки в соответствии с российской процедурой банкротства компания подверглась принудительной продаже.
Противники Ходорковского называют его циником и мошенником. По их словам, он контролировал часть парламента за счет покупки голосов депутатов, а свое состояние нажил благодаря инсайдерским сделкам, не гнушаясь и преступлениями. Кремль пытался изобразить ЮКОС российским аналогом американской Enron - компании, которая разрушила собственную репутацию из-за крупного мошенничества и манипуляций со счетами, пишет газета.
После ареста и дела против него и его компании Ходорковский стал неожиданным камнем преткновения во взаимоотношениях России и Запада. Однако "дело Ходорковского" и попытки создать его положительный образ не получили в России широкой поддержки. В стране сохраняется неприязнь к классу спекулянтов, которые почти мгновенно сколотили себе капиталы после развала Советского Союза.
Адвокаты Ходорковского позиционирует его дело как не связанное с темным и жестоким миром российского бизнеса - по их словам, это пример государственного преследования, который укрепляет дурную репутацию России в том, что касается прав человека и верховенства закона.
Адвокаты говорят, что следующий процесс, дата которого не назначена, по-видимому, пройдет в удаленном следственном изоляторе в Чите - ближайшем городе к месту, где отбывает заключение Ходорковский. Как говорят адвокаты, из-за удаленности им будет тяжело встречаться с клиентами и это осложнит общественный контроль.
Die Tageszeitung в статье "В царстве произвола" указывает, что в Кремле боятся, что в один прекрасный день у них отнимут то, что они присвоили себе под лозунгом "грабь награбленное". Ведь сущность "диктатуры закона", которую когда-то провозгласил Путин, заключается в том, что прав находящийся у власти, а тот, кто находится у власти, пользуется правом свободного доступа к богатствам страны. Но порою в России случаются неожиданные перемены. И их нужно предотвратить, потому что трудно предвидеть, что они принесут тем самым находящимся у власти.
Исход предстоящего процесса над Ходорковским предопределен: виновен по всем статьям. Да и сами обвиняемые не питают иллюзий. При юристе Владимире Путине Москва возвратилась туда, откуда она вырвалась 20 лет назад, - в царство произвола, считает газета.