Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2007 г.

Реми Годо | Le Figaro

Лондон - задний двор исламского экстремизма

Сотни тысяч мусульман считают себя жертвами смешения понятий "ислам" и "терроризм".

Радикальных имамов теперь не слышно, но десять лет безнаказанности превратили Лондон в бастион исламского фундаментализма.

Кирпичные стены, офисные окна, бетонный минарет - центральная мечеть на севере Лондона выглядит неказисто. Ярко желтая табличка предупреждает: "Внимание: ведется видеонаблюдение". Гонимые ветром, верующие заходят в холл, не обращая внимания на объективы камер. В узком проходе Ибрагим просматривает брошюру, рассказывающую о "терроризме Буша". Перед тем как скрыться в молитвенном зале на первом этаже, 30-летний нигериец, улыбаясь, показывает свой Коран и спокойно говорит: "Истина здесь".

Честно говоря, ничто не свидетельствует о том, что это место культа - более известное как мечеть Финсбери-парк - до января 2003 года было европейским эпицентром самого радикального исламизма. Именно здесь, в молитвенном зале со стертыми ковриками на протяжении шести лет однорукий и одноглазый имам Абу Хамза призывал "обескровить" врагов Аллаха. Именно здесь, в штаб-квартире экстремистского интернационала, полиция обнаружила грязные деньги, фальшивые документы, оружие и экстремистскую литературу. Именно здесь молились три камикадзе, устроившие лондонские теракты 7 июля 2007 года. И Закариас Муссауи, и Ричард Рейд - "ботиночный террорист".

Лондонистан

Абдель Шахид аль-Ашааль не хочет вспоминать о тех позорных временах. С 2005 года он возглавляет административный совет мечети. У него мягкий голос и короткая борода. Он вынужден снова и снова повторять: "Мы забыли о прошлом!". На вопрос, осуждает ли он теракты-самоубийства, он с возмущением отвечает: "Это преступные действия, совершенные преступниками". Сторонник нормализации, Абдель Шахид смог противостоять нападкам последователей Абу Хамзы, мобилизовавшихся с целью отвоевать свою мечеть, сердце Лондонистана.

Изобретенное французскими службами сокращение - от Лондона и Афганистана - обозначало маленький мирок исламистов и противников арабских режимов, обосновавшихся в английской столице. Более 10 лет под носом правительства Лондон был "центром продвижения и финансирования исламского экстремизма в Европе, центром европейских террористических сетей", пишет в работе "Лондонистан" Мелани Филлипс.

После смертоносных взрывов 7 июля 2005 года (в результате которых погибли 56 и ранены 700 человек) этой безнаказанности пришел конец. Имамы арестованы, организации разогнаны, счета заморожены, мечети взяты под наблюдение. Тони Блэр заявил, что правила игры изменились. Три лондонистанских тенора умолкли. Арестованный в 2004 году Абу Хамза был приговорен к 7 годам тюрьмы за подстрекательство к убийству. Бывший лидер экстремистского движения "Аль-Мухаджирун" Омар Бакри был объявлен персоной нон грата после поездки в Ливан в августе 2005 года. А европейский эмиссар "Аль-Каиды" Абу Катара дожидается экстрадиции в тюрьме.

Но это кажущееся затишье. Прозелитизм стал подпольным, призывы к джихаду - тайными. По оценкам лорда Алекса Карлайла, отвечающего за соблюдение антитеррористических законов, еще около двадцати радикальных имамов продолжают свою деятельность в Великобритании. "Мечеть перестала быть источником радикализации, так как за проповедями ведется видеонаблюдение", - уверяет Доминик Тома, исследователь Высшей школы социальных наук (École des hautes études en sciences sociales). Такие центры переместились в незарегистрированные молитвенные залы, кампусы, тюрьмы, коранические школы, на интернет-сайты.

Эта неофициальная сеть состояла, по оценкам MI-5, примерно из 200 групп, в которые входили 1600 подозреваемых, "в большинстве своем британские граждане, связанные с "Аль-Каидой". Очень велика вероятность, что эти спящие ячейки ждут своего часа, чтобы начать действовать, считает Роберт Эйерс, эксперт Chatham House: "Ни после терактов 7 июля 2005 года, ни после неудавшейся операции 21 июля мы так и не узнали, кто же вдохновлял, готовил, финансировал и координировал действия камикадзе. Мы знаем, кто солдаты, но так и не смогли установить, кто же является генералами. Поэтому система, скорее всего, по-прежнему существует".

Пропаганда в интернете

В обращении находятся тысячи книг, видеозаписей и аудиокассет. В квартире одного из обвиняемых в организации неудавшихся терактов 21 июля 2005 года Скотланд-Ярд обнаружил DVD с записью проповедей Абу Хамзы и казней заложников. В документальном фильме, недавно показанном на Channel 4, сообщалось, что в самом центре Лондона, в библиотеке мечети в Риджент-парк распространяются записи выступлений радикального проповедника шейха Фейза. Le Figaro без труда удалось раздобыть две таких видеозаписи. На первой, озаглавленной "Знаки времени", шейх Фейз имитирует свиное хрюканье, насмехаясь над евреями. На второй, входящей в "Серии смерти", он изрекает, что "кульминацией, вершиной, пиком, самой высокой точкой является джихад", и призывает детей умереть во имя Аллаха: "Вложите в их мягкие и нежные сердца стремление к джихаду и любовь к мученичеству".

Еще один канал связи - интернет. Английские исламисты первыми использовали сеть в качестве рупора. MI-5 удалось установить, что "Аль-Каида" располагала целой машиной изощренной пропаганды. Записи нападений в Ираке появляются в интернете каждые полчаса. "И мы видим результаты этой пропаганды: подростки готовы стать камикадзе", - с тревогой отмечала в ноябре генеральный директор разведывательного управления. До недавнего времени сайт сторонников шариата выступал в поддержку терактов-самоубийств, "самой достойной формы мученичества". Призывы к смерти, антисемитские выступления и восхваления камикадзе на сегодняшний день исчезли - или почти исчезли - с наиболее посещаемых сайтов: восхваление терроризма теперь считается преступлением. Но злобные комментарии по поводу происходящего остались.

Еще есть тайные форумы. Форум последователей "Ахлус Сунна валь Джамаа" насчитывает 700 участников из наиболее экстремистски настроенных кругов. Чтобы попасть в этот форум, необходимо получить авторизацию, а затем ввести код доступа. Один из известных активистов Анджем Шудари использовал эту трибуну, чтобы под псевдонимом призвать к джихаду в Сомали, сообщает Sunday Times. "Эфиопы при поддержке крестоносцев-христиан и оплота беззакония - Израиля надругались над мусульманской кровью в Сомали", - пишет он. Бывший пресс-секретарь ныне запрещенного "Аль-Мухаджируна", этот 39-летний адвокат, не сходивший с экранов телевизоров, считает, что английских мусульман "притесняют", а датские карикатуристы заслуживают смерти.

Подобные речи возбуждают лишь ничтожную часть двух миллионов мусульман, проживающих в Великобритании, но не стоит недооценивать их влияние. Во-первых, это влияние на активное меньшинство: долгое время считавшийся MI-5 уничтоженным Абу Хамза оказался вдохновителем нескольких камикадзе. А также на более широкий круг практикующих мусульман, восприимчивых к международному контексту. Консервативные британские мусульмане (главным образом выходцы из Пакистана, государства, построенного на исламе) "более 20 лет исповедуют активный политический ислам, в то время как французские мусульмане, по большей части приехавшие из Магриба, практикуют ислам традиционной культуры", - отмечает Доминик Тома.

Радикальный прозелитизм

Существует организация, специализирующаяся на систематическом обличении внешней политики Лондона и Вашингтона в Афганистане, Ираке, Сомали и т.д. Это "Хизб ут-Тахрир", партия арабского освобождения. Несмотря на декларируемую ненасильственную направленность, эта политическая партия, запрещенная в Германии за антисемитизм, радикальна и даже деструктивна в том смысле, что она проповедует возвращение к халифату через революцию сознания. Сидя в кресле шикарного лондонского отеля, Таджи Мустафа, один из пресс-секретарей партии, спокойно говорит: "Не обязательно следовать проповедям имама, чтобы стать радикалом. Достаточно увидеть по телевизору, как убивают и унижают мусульман в Ираке". "Хизб ут-Тахрир" действует наверняка: отстаивает мусульманскую идентичность и обличает надругательство над ней со стороны Запада.

Исламские экстремисты, симпатизирующие гиперполитизированным организациям, - третий слой, затронутый радикальным прозелитизмом: это сотни тысяч мусульман, считающих себя жертвами смешения понятий "ислам" и "терроризм". Парадоксально, но в стране, где муниципалитет отказывается от упоминания свиньи, чтобы не оскорбить чувства верующих, где полицейские, исповедующие ислам, носят покрывало, подобранное к классической форме, где такая противоречивая личность, как Тарик Рамадан, преподает в Оксфорде, расширяется пропасть между молодыми мусульманами и остальным британским обществом. Мунира Мирза, автор исследования на данную тему считает, что правительство проводит контрпродуктивную политику: "Обращаясь с мусульманским сообществом как с однородной группой, оно упускает из виду различие во взглядах, мусульмане чувствуют, что их игнорируют, исключают из общества". Для наиболее умеренных это положение отвратительно, утверждает депутат-консерватор Майкл Гоув: "Они видят, что наиболее провокационно и консервативно настроенным религиозным группам достается львиная доля внимания политиков и СМИ, и задаются вопросом о серьезности намерений правительства в борьбе с экстремизмом".

Например, мусульманский совет Великобритании. Считается, что МСВ - орган представительный, возглавляет его Икбал Сакрани, поклонник шейха Ясина, полагавшего, что для автора "Сатанинских стихов" Салмана Рушди "смерть, пожалуй, слишком легкое наказание". Один из выдающихся членов МСВ за несколько недель до терактов 11 сентября назвал Усаму бен Ладена "бойцом за свободу". Впоследствии министерство внутренних дел назначило его советником по борьбе с исламским экстремизмом.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru