Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2008 г.

Нора Бустани | The Washington Post

Чеченец предупреждает об исламском экстремизме

По словам правозащитника, воинственная идеология становится на Северном Кавказе все притягательнее

Чеченский исследователь, специализирующийся на вопросах прав человека, предостерегает, что воинственная исламистская идеология приобретает вес в российском сепаратистском регионе Чечня и наращивает свою притягательность в других регионах неспокойного Северного Кавказа.

43-летний Усам Байсаев, автор книг, в прошлом журналист, посвятил свою жизнь сбору материалов о нарушениях прав человека в Чечне и окрестных республиках. Свои выводы он изложил в лекции, которую в январе прочел в Вашингтоне в National Endowment for Democracy. Подобные заключения наверняка дополнительно встревожат американских и европейских политиков, которые уже обеспокоены смутой в регионе, который имеет стратегическое значение для США ввиду его близости к Ирану, Турции и Афганистану.

В постсоветский период Россия дважды вела войну с мятежниками-сепаратистами в Чечне. Одна из этих кампаний, 1999 года, помогла российскому президенту Владимиру Путину прийти к власти. Меж тем как в Чечне боевые действия несколько утихли несколько лет тому назад после того, как российские военные поставили там у власти правительство, поддерживаемое Кремлем, беспорядки и бедствия на Северном Кавказе в целом ширятся.

В последние недели в соседней республике Ингушетия, где большинство населения составляют мусульмане, прошли акции протеста в ответ на подавление политической оппозиции властями.

Демонстранты восстали против коррупции властей и президента республики Мурата Зязикова, одного из ближайших союзников Путина. В понедельник Путин побывал в расположении воинской части, стоящей в горах Дагестана, - еще одной неспокойной республики, граничащей с Чечней с востока.

"В этих республиках повстанческие движения дают метастазы, - пояснила Мириам Ланской, старший координатор программ National Endowment for Democracy по Центральной Азии и Кавказу, которая была модератором на выступлении Байсаева. - Они приезжают в Чечню, воюют неделю или две и возвращаются домой, повысив свой статус и укрепив доверие к себе".

Ланской, завершающая работу над книгой о Кавказе, сказала, что чеченские повстанцы, которые являлись приверженцами сурового ваххабитского течения ислама, в 1998 году схватились с секулярными националистами за руководство сепаратистским движением. Секулярная фракция первоначально одерживала верх, пояснила она.

Но, по словам Ланской, ситуация изменилась, когда лидеры секулярных повстанцев попытались бежать из столицы Чечни, Грозного, накануне его штурма российскими войсками в 2000 году. Очень многие были убиты или эмигрировали; так, около дюжины человек из высшего руководства мятежников погибли на минном поле.

На лекции Байсаев показал слайд, иллюстрирующий переход от секулярных к исламистским тенденциям в сепаратистском движении. На стене был написан лозунг "Свобода или смерть", а ниже - более свежий: "Чечня - край Аллаха".

"Они считают, что у них нет выхода для выражения своих чувств", - сказал Байсаев о повстанцах, добавив, что они, вероятно, "распространят борьбу на более широкую территорию", которая захватит Ингушетию, Дагестан и другие соседние республики.

Байсаев, в прошлом корреспондент "Радио Свободная Европа", собирает материалы о нарушениях прав человека в Чечне с 1999 года, когда началась вторая фаза войны. Он является одним из основателей и членов некоммерческой организации "Мемориал", которая занимается мониторингом зверств, военных преступлений и других нарушений прав человека.

Правозащитной деятельностью Байсаев впервые занялся в 1995 году, когда во время первой чеченской войны в его родную деревню Самашки приехали сотрудники Human Rights Watch. На следующий год пришли российские солдаты, искавшие повстанцев. Они приказали жителям выйти из домов на улицу. По словам Байсаева, солдаты затем открыли огонь, ранив всех его родственников и других жителей деревни.

В последние годы Байсаев и его немногочисленные сотрудники в Грозном и Ингушетии составляют "Хронику насилия" - реестр злоупотреблений во время последней чеченской войны.

"Чечня стала величайшей гуманитарной катастрофой и одним из самых ярких случаев нарушений прав человека в Европе", - говорит он.

Байсаев получил известность за пределами Кавказа, когда выступил на конференции в Стокгольме осенью 2006 года и привлек внимание Анны Политковской, видной российской журналистки. По словам Байсаева, ее особенно заинтересовало его утверждение, что российские спецслужбы в борьбе с повстанцами сотрудничают с чеченскими криминальными группировками.

"Я назвал имена конкретных убийц, которые теперь находятся у власти в Чечне", - сказал Байсаев. Несмотря на сопротивление Байсаева, Политковская уговорила его дать разрешение на публикацию его выводов в ее статье под вымышленной фамилией. Спустя два дня, 7 октября 2006 года, Политковская была застрелена в своем доме в Москве. Байсаев затрудняется ответить, действительно ли публикация его материалов повлекла за собой ее убийство.

"Она абсолютно ничего не боялась, - сказал он. - У нее было одно огромное достоинство. Когда она о ком-то писала, то не забывала о нем или о ней. И потому, даже если люди чувствовали разочарование, им хотелось с ней разговаривать".

По словам Байсаева, теперь дело самих чеченцев - обеспечить, чтобы их не забыли.

"Мы сами должны написать свою историю", - сказал он.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru