Штефан Шпайхер в материале Süddeutsche Zeitung кратко излагает статью бременского исследователя Феликса Херманна о причинах отставания советской компьютерной отрасли от западной и отмечает, что к отставанию привели не только особенности плановой экономики.
Херманн напоминает, что флагман западной компьютерной отрасли IBM в 1964 году совершил "революционный шаг": "американская фирма распрощалась с весьма разнообразным модельным рядом и представила новую серию, "систему/360" (S/360). Шесть моделей с разной мощностью и 44 новых периферийных устройства теперь были совместимы друг с другом, на всех моделях применялось одно и то же программное обеспечение". Шпайхер обращает внимание на то, что для применения компьютеров в целях управления и тем более коммуникации требовались большие объемы памяти и стандартизация. "Советское компьютерное производство потерпело неудачу не от недостатка разнообразия, а от недостатка единообразия", - отмечает автор.
По словам Шпайхера, компьютерная промышленность СССР с самого начала отставала в развитии, поскольку отраслевые управленцы "не были убеждены в полезности новых аппаратов". Тем не менее, появилось несколько центров информационных технологий, но они "исполняли вспомогательные функции", пишет автор. До 60-х годов за компьютерное производство отвечали разные промышленные министерства, отрасль состояла из отдельных фрагментов и выдавала, по словам Херманна, "многочисленные локальные решения с разной технической спецификацией". Поэтому обмен данными и периферийной техникой был практически невозможен.
ЦК КПСС осознал проблему, и министерство радиоиндустрии начало пилотный проект по разработке типовой вычислительной техники, однако разработчики не хотели объединяться под руководством центра, пишет автор. Поскольку их поддерживал ВПК, им удалось отбить все нападки. В середине 60-х агент ГДР был внедрен в IBM; повторить продукцию конкурентов-капиталистов не удалось, тем более что не хватало надежных поставщиков, однако "система/360" была принята в качестве стандартной архитектуры и в СССР. Тем не менее, попытка унификации осталась безуспешной. При производстве полупроводников и портативных вычислительных машин в социалистической экономике по-прежнему не было единообразия, пишет Шпайхер.