"Пятьcот долларов. Такую сумму требует начальник порта, чтобы кораблю разрешили войти в порт. Капитан корабля звонит в головной офис. Мы можем заплатить? Нет, взятки противозаконны. Начальник порта сокращает свое требование до 50 долларов. Капитан отказывается. Через несколько дней корабль пускают в док, взятка остается невыплаченной. Проволочка обходится судоходной компании в 2 млн долларов", - пишет Financial Times.
Такие ситуации обсуждались на конференции по проблеме коррупции на этой неделе в лондонском Chatham House. В конференции приняли участие лидеры бизнеса, борцы с коррупцией, юристы и академики со всего мира, сообщает автор статьи Майкл Скейпинкер.
Настрой участников был удручающим. Несмотря на антикоррупционные законы, коррупция повсеместна, хотя ее формы меняются. "Ген коррупции мутирует", - сказал один из ораторов.
Неудивительно, сказал российский делегат, что зимняя Олимпиада в Сочи омрачена обвинениями в коррупции. Россия была коррумпированной до Игр и будет коррумпированной после них. Полагать, что все пройдет иначе - это все равно что ожидать от алкоголика трезвости на фестивале водки.
И наблюдается это не только в бедных и развивающихся странах. По данным антикоррупционной организации Transparency International, 20 стран, на долю которых приходится 26,9% мирового экспорта, не сделали ничего или почти ничего, чтобы применить свои антикоррупционные законы. В их числе - Япония, Южная Корея, Нидерланды, Испания, Израиль и Бразилия.
Есть ли хоть какой-то повод для оптимизма? Да, с коррупцией борются простые люди. Это было центральной темой кампаний оппозиции на Украине и в Индии. Есть и российские водители с видеокамерами в автомобилях, позволяющими им бросить вызов инспекторам, которые останавливают их с целью получения взятки.