Нефть никогда не была абсолютно чистым делом. Газ, топливо, которое начинает серьезно конкурировать с нефтью, ничем не лучше, если разобраться в хитросплетениях решения, которым завершился спор по цене на газ, поставляемый Россией Украине.
Соглашение, подписанное в среду, - одно из самых непрозрачных за последние годы. Прежде всего сомнения связаны с ролью "Росукрэнерго", компании, оказавшейся в центре компромисса, которая будет играть решающую роль в поставках метана и установлении цены: доподлинно неизвестно, что это за компания и кому она принадлежит.
Этот вопрос будоражит Украину до такой степени, что вчера лидер оппозиции Юлия Тимошенко, героиня "оранжевой революции", которая впоследствии порвала с президентом Виктором Ющенко, заявила, что хочет выступить против подписанного соглашения. "Росукрэнерго" будет посредником между Киевом, который покупает газ, и странами, которые согласно договору продают это топливо: Россией, Туркменией и Казахстаном. Она будет торговать по установленным ценам: высоким за российский метан, низким - за газ от других поставщиков. Компания будет смешивать газ, чтобы получить среднюю цену в 95 долларов за тысячу кубометров, которые Украина согласилась платить. Это основной момент.
К сожалению, "Росукрэнерго" вовсе не прозрачная компания, в ее отношении ведется расследование украинской службой безопасности СБУ, эта компания оказалась в центре столкновения между приближенными Ющенко и людьми из лагеря Тимошенко, которые обвиняют президента в том, что он оказывает поддержку лицам, коррумпированным и дискредитировавшим себя.
В июне прошлого года глава СБУ Александр Турчинов начал расследование в отношении компании, обвинявшейся вместе с ее многочисленными инкарнациями (она носила названия Itera, Eural Trans Gas и т.д.) в пропаже миллиарда долларов. С 1990-х годов она выполняла роль посредника в поставках туркменского газа, который через российские газопроводы поступал на Украину. Однако Турчинов был уволен 8 сентября вместе со всем кабинетом министров госпожи Тимошенко; с тех пор он неоднократно обвинял президента Ющенко в том, что тот приказал ему "прекратить преследование моих людей" и сказал, что его расследование "разжигает конфликт с российским президентом Владимиром Путиным".
Турчинов утверждает, что был готов арестовать Игоря Бакая, бывшего правой рукой экс-президента и отца-властителя Украины Леонида Кучмы, за кражу 300 млн долларов, но Бакай укрылся в России, где Путин предоставил ему почетное гражданство. Бывший полицейский Турчинов говорит, что он был готов арестовать и Юрия Бойко, который, как и Бакай, был главой национального газового предприятия "Нафтогаз", но получил приказ от президента Ющенко оставить его в покое. Некоторое время спустя Бойко, теперь глава Республиканской партии, подписал предвыборное соглашение с Ющенко.
Другие ветви расследования напрямую ведут к руководству Туркмении, где у власти находится авторитарный и коррумпированный режим, в Москву и к Семену Могилевичу, предпринимателю, разыскиваемому американским ФБР за отмывание денег и мошенничество.
Никто не утверждает, что все обвинения, выдвигаемые Турчиновым, доказаны: политическое сражение между вождями "оранжевой революции", достигло наивысшего накала, и поэтому хороши любые средства для дискредитации соперника. Ясно лишь одно: с какой точки ни рассматривать вопрос о газе и украинской коррупции, в центре всего стоит "Росукрэнерго". Эта компания зарегистрирована в Швейцарии и, как оказывается, является совместным предприятием между российским газовым монополистом "Газпромом" и австрийским Raiffeisen Investment. При этом, согласно данным в основном украинских источников, австрийский участник лишь представляет группу иностранных "инвесторов", информация о которых держится в секрете.
Тот факт, что правительство Киева согласилось сделать главным действующим лицом соглашения с Москвой компанию, которой предъявлены столь тяжкие обвинения в отсутствие транспарентности ее деятельности, вызывает сомнения на международном уровне и усиливает политическую напряженность на Украине.
Тимошенко, которая в прошлом назвала "Росукрэнерго" "патологией", заявляет, что доведет этот вопрос до суда. Но и союзник президента социалист Николай Рудковский считает, что "Украина не может подписывать контракт, где посредником выступает коммерческая структура, и утверждать, что является демократической и прозрачной страной".
Правительство со своей стороны заверяет, что компания будет котироваться на бирже и тогда все станет ясно. Однако пока радуются только русские: не часто Кремлю удается играть роль положительного героя.