В послевоенной Германии Гитлера показывали на экране крайне скупо, если показывали вообще. Ни один знаменитый германский актер никогда не мерился силами с этим персонажем, от которого в видеохронике остались лишь скупые кадры. Гитлер запечатлен на них зачастую со спины или издалека, и лишь изредка можно услышать его голос.
"Этот человек занимал такое огромное - большее, чем любая другая историческая фигура, - место в воображении немцев, что было страшно создавать его образ на экране", - говорит Франц Ширрмахер, редактор газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Два фильма - сценариста Бернда Айхингера под названием "Закат - Гитлер и конец Третьего рейха" и режиссера Хайнриха Брелора - "Шпеер и он", - которые сейчас снимаются в Германии, окончательно снимают это табу. Эти картины - шаг к той "нормальности", к которой Германия уже давно стремится на международной арене. И в первую очередь это касается отношений государства с самой мрачной и трагической главой своей истории.
"Оба фильма, - говорит Ширрмахер, - закрывают тему тревого немцев, которая возникает всякий раз, когда речь заходит о Третьем рейхе. Это два самых важных исторических проекта за последние годы".
Тем не менее данный вопрос остается спорным.
"Гитлер - это проблематичный персонаж для немцев, и отчасти оправдано мнение, что, создавая его образ на экране, мы рискуем сделать его излишне человечным и даже вызвать по отношению к нему симпатию", - говорит Моника Флаке, куратор Германского исторического музея в Берлине.
"Это смехотворный аргумент", - отвечает Йоахим Фест, выдающийся германский историк и биограф фюрера. Он участвовал в проекте Айхингера в качестве консультанта и знаком с фильмом: "Я думаю актер Бруно Ганц, исполняющий роль Гитлера, идеален. Гитлер получается пугающим и ужасным. Когда видишь его на экране, кровь вскипает в жилах. Но так и надо. Это означает, что операция удалась. Я не понимаю, как кто-то может чувствовать симпатию. В Германии есть интеллектуалы, чересчур возбуждающиеся, когда затрагивается тема Гитлера. Пора им успокоиться".
В фильме Айхингера, который, помимо трудов Феста, основан на мемуарах личного секретаря, г-жи Траудл Юнге, которая умерла в прошлом году, будут все главные герои финальной трагедии: Геббельс и Ева Браун, которые вслед за Гитлером покончили жизнь самоубийством, глава СС Генрих Гимлер, Герман Геринг и другие обвиняемые в Нюрнбергском процессе, а также целая толпа статистов, начиная с официанток и кончая телефонистами.
Работа Брелора амбициозна: представляя свой фильм о Шпеере, "архитекторе дьявола", он сказал, что хочет показать Гитлера и Шпеера такими, "какими их еще никогда не видели". Со своей маниакальной приверженностью к историческим точностям и деталям, Брелор изучил федеральные архивы, в частности до сих пор не известные материалы. Он убедил трех детей Шпеера нарушить свое многолетнее молчание. Он добился от продюсеров воссоздания копии кабинета Гитлера в канцелярии Рейха, полностью соответствующей оригиналу.
Альберт Шпеер был, несомненно, самой противоречивой и загадочной фигурой Третьего рейха. Не имеющий ничего общего с люмпен-пролетариатским происхождением большинства нацистских иерархов, любимый градостроитель Гитлера, министр вооружений с 1941 года, он располагал огромной властью, в частности благодаря своему личному влиянию на фюрера, и был причастен ко всем самым страшным решениям режима. По словам Йоахима Феста, который написал замечательную биографию Шпеера, у Гитлера было к нему платоническое гомосексуальное влечение.
И все же, отсидев 20 лет в тюрьме по решению Нюрнбергского трибунала, Шпеер смог при помощи своих работ если не скрыть, то, по крайней мере, представить свою ответственность в глазах немцев весьма относительной.
Почти документальный фильм Брелора, претендующий на правильность своей интерпретации событий, стремится исправить это, создавая портрет Шпеера, который гораздо более близок к реальности.