Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи прибывает сегодня в Израиль, чтобы призвать правительство страны начать переговоры об освобождении Ближнего Востока от ядерного оружия независимо от того, признает оно в итоге факт производства оружия массового поражения или нет.
Израиль не намерен признавать наличие ядерного оружия и открывать свои реакторы для международных инспекций. Однако визит главы МАГАТЭ вносит свой вклад в давление на Израиль с тем, чтобы он подчинялся тем же стандартам международной ответственности, что и другие страны Ближнего Востока.
Освобождение из тюрьмы Мордехая Вануну, разгласившего информацию о ядерном реакторе Израиля в Димоне, заострило внимание на израильском ядерном арсенале.
Мухаммед аль-Барадеи уже на протяжении нескольких месяцев открыто призывал израильтян к дискуссиям по Ближнему Востоку, свободному от ядерного оружия.
"Я верю в важность проведения диалога по этой теме и не вижу причин, по которым Израиль может быть не готов, по крайней мере, начать дискуссию, - заявил он в декабре израильской газете Haaretz. - Я опасаюсь, что без такого диалога у стран региона сохранятся мотивы создания оружия массового поражения, чтобы противопоставить его израильскому арсеналу".
Израиль проводит политику "ядерной неоднозначности". По мнению израильтян, то, что они не подтверждают и не отрицают наличия такого оружия, сдерживает их врагов. По оценкам ЦРУ, у Израиля имеется от 200 до 400 ядерных боеголовок, что делает Израиль пятой крупнейшей в мире ядерной державой.
Отказ Израиля подписать договор о ядерном нераспространении заставил Генеральную ассамблею ООН проголосовать 13 раз с 1987 года, призывая Израиль подписать его. США блокировали все попытки передать дело в СБ ООН.
Давление на Израиль с требованием объявить о наличии у него ядерного оружия и дать согласие на международные инспекции особенно усилилось после падения Саддама Хусейна, заявления Ливии о намерении избавиться от оружия массового поражения и согласия Ирана впустить инспекторов ООН для проведения неожиданных проверок на его ядерных объектах.
Иран требует, чтобы Израиль заставили сделать то же.
Израильские чиновники указывают, что оружие массового поражения не обязательно является угрозой, если оно находится в руках демократических и ответственных правительств. Они также указывают на нежелание Ирана соглашаться на международное наблюдение как на доказательство того, что угроза для Израиля по-прежнему существует.
Однако аль-Барадеи сомневается в том, что ядерное оружие повышает безопасность Израиля.
По словам Геральда Стейнберга из Иерусалимского центра общественных отношений, шансов на изменение израильской политики почти нет. "Эта тема вообще не обсуждается", - подчеркивает он.
На этой неделе министерство атомной энергетики Израиля приподняло завесу секретности над двумя реакторами в Димоне и Нахаль-Сореке, запустив сайт с фотографиями заводов. Однако подробностей на сайте почти нет.
На прошлой неделе израильское правительство сообщило, что намеревается выдавать лекарства людям, живущим в радиусе 19 миль (30 км) вокруг реактора, которые следует принимать в случае утечки радиации. Этот шаг вызвал беспокойство жителей Димоны, так как на протяжении 35 лет им внушали, что реактор безопасен.