Три влиятельных американских сенатора попросили президента Джорджа Буша поднять на встрече с Владимиром Путиным на саммите "большой восьмерки" в этом месяце вопрос о Уильяме Браудере, главе хеджевого фонда, которому запретили въезд в Россию.
На встрече G8 в Санкт-Петербурге, как ожидается, будут доминировать дискуссии по энергетической безопасности, и Россия прилагает все усилия, чтобы не исключить внутреннюю ситуацию в стране из повестки дня.
Однако в письме Бушу в конце прошлого месяца, с копией которого ознакомилась газета Financial Times, три сенатора - Билл Фрист, лидер республиканского большинства, Джон Маккейн, республиканец, и Чарльз Шумер, демократ, заявили, что дело Браудера напомнило им, что "нельзя принимать на веру то, что в России есть свободное общество и открытый рынок".
Они заявили, что российское правительство "должно либо впустить Браудера обратно в Россию, либо предоставить убедительные объяснения того, почему страна отказывает во въезде своему крупнейшему иностранному инвестору".
Белый дом пока не ответил на запрос сенаторов, сообщил вчера помощник сената.
Браудер, гражданин Соединенного Королевства и глава Hermitage Capital Management с активами на 4,1 млрд долларов, не может въехать в страну с ноября.
Министр иностранных дел России и Кремль отказываются предоставить комментарии по его делу.
Британские чиновники указывают, что дело Браудера остается актуальным вопросом, который они продолжат поднимать. Его также может поднять и Тони Блэр, британский премьер-министр, на саммите G8.
"Этот вопрос поднимался в переговорах с россиянами несколько раз на высоком уровне, - сообщил пресс-секретарь Даунинг-стрит, ссылаясь на дискуссии между Джеком Стро, бывшим британским министром иностранных дел, и Сергеем Лавровым, его российским коллегой. - Но мы не даем предварительных комментариев по дискуссиям премьер-министра с другими лидерами".
В заслугу Браудеру ставится содействие развитию российского рынка, и он агрессивно призывал к улучшению корпоративного управления в российских компаниях.
Однако инвесторы воспринимают его дело как тревожный признак отношения к правам акционеров в России. Этот эпизод заставил Клару Ферс, главу Лондонской фондовой биржи, обратиться к Путину с предупреждением, что запрет на въезд Браудера может "нанести значительный урон репутации России".
Сенаторы в своем письме указали на "значительные вложения американских инвесторов, сделанные в России через фонд Hermitage" и превышающие 1 млрд долларов.
По их словам, запрет на въезд Браудера в страну "оказывает прямое влияние на американские интересы и американо-российские отношения".
"Мы полагаем, важно, чтобы администрация подняла этот вопрос на встрече с российским правительством в официальной обстановке, чтобы гарантировать безопасность американских инвестиций в Россию", - пишут они.
Браудера поддержали несколько известных лиц. Среди его сторонников - несколько крупных американских и британских инвесторов, включая HSBC, Goldman Sachs, UBS, Citigroup, Credit Suisse, JPMorgan и Ротшильдов.